• twitter
  • facebook
  • livejournal
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram
  • soundcloud

Обобщенные итоги Публичного обсуждения и ответы на поступившие вопросы

Обобщенные итоги Публичного обсуждения и ответы на поступившие вопросы

 

27 сентября 2017 года состоялись Публичные обсуждения результатов правоприменительной практики Челябинского УФАС России за 3 квартал 2017 года в сфере антимонопольного законодательства, законодательства о рекламе и законодательства в сфере закупок в Большом зале Законодательного Собрания Челябинской области.

Провела Публичные обсуждения руководитель Челябинского УФАС России Анна Алексеевна Козлова.

Согласно Методическим рекомендациям по проведению таких мероприятий в целях подведения итогов Публичных обсуждений Челябинское УФАС России размещает на сайте обобщенные результаты, ответы на указанные в специальных анкетах и поступившие до начала и вовремя мероприятия вопросы.

Из присутствующих анкеты заполнили 20 человек. Средний бал по соответствию мероприятия ожиданиям участников составил 4,6 баллов из пяти возможных.

Участникам было предложено оценить по 5-бальной шкале проведенные Публичные обсуждения по нескольким позициям. Средний балл составил 4,95, в том числе:

- по тематической направленности – 4,9;

- по программе – 4,95;

- по квалификации выступающих – 5;

- по организации мероприятия – 4,95.

Все заполнившие анкеты участники отметили, что считают необходимым введение в практику проведение подобных мероприятий.

Челябинское публикует обобщенные ответы на вопросы, поступившие до начала и во время проведения мероприятия, а также в анкетах.

 

Какие особенности участия в закупках на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства предусмотрены законодательством?

Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 № 99 «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям» (далее – Постановление № 99), частью 2 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» предусмотрено, что в случае осуществления заказчиками закупок на выполнение работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей, к участникам закупки предъявляется требование о  наличии опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение соответствующих  работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.

При этом под соответствующими работами понимаются две группы строительных работ в зависимости от объекта закупки, а именно:

работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства;

работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки).

При наличии такого дополнительного требования в документации о закупки участники закупки должны представить в составе заявки на участие в закупке следующие документы:

копию исполненного контракта (договора);

копию (и) акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона «О бухгалтерском учете», и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке;

копию разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации).

Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.

Если начальная (максимальная) цена контракта по закупке не превышает 10 млн. рублей дополнительное требование к опыту участников закупки, установленное Постановлением № 99, заказчиком не устанавливается.

С 01.07.2017 вступили в силу изменения в Градостроительный кодекс Российской Федерации, согласно которым работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено статьей 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, не являющиеся членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, могут выполнять работы по договорам строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, в случае, если размер обязательств по каждому из таких договоров не превышает трех миллионов рублей.

Не требуется членство в саморегулируемых организациях в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в случаях, предусмотренных частью 2.2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Член саморегулируемой организации имеет право выполнять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору строительного подряда, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров, при соблюдении в совокупности следующих условий:

1) наличие у саморегулируемой организации, членом которой является такое лицо, компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств, сформированного в соответствии со статьями 55.4 и 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации;

2) если совокупный размер обязательств по указанным в абзаце первом настоящей части договорам не превышает предельный размер обязательств, исходя из которого таким лицом был внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в соответствии с частью 11 или 13 статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Количество договоров подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договоров строительного подряда, которые могут быть заключены членом саморегулируемой организации с использованием конкурентных способов заключения договоров, не ограничивается.

В настоящее время заказчикам при осуществлении закупок на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства при начальной (максимальной) цене контракта более 3 млн. рублей необходимо устанавливать требование к участникам закупки о  членстве в саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства и представлении выписки из реестра членов саморегулируемой организации со сроком действия, определенном в части 4 статьи 55.17 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также условие, предусмотренное частью 3 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Вместе с тем, следует учитывать, что такая выписка не подлежит представлению участником закупки в составе заявки при условии, что им предложена цена контракта менее 3 млн. рублей.

 

Как повлиять на сетевую организацию, нарушающую сроки выполнения мероприятий по технологическому присоединению?

В подпункте «б» пункта 16 Постановления Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 «Об утверждении Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям» (далее – Правила присоединения) одним из существенных условий договора на технологическое присоединение является срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который не может превышать 6 месяцев - для заявителей, указанных в пунктах 12.1, 14 и 34 Правил присоединения.

Контроль за указанными Правилами присоединения осуществляет Федеральная антимонопольная служба и ее территориальные органы.

В настоящее время нарушение сетевыми организациями сроков осуществления мероприятий по технологическому присоединению в рамках заключенных договоров является для антимонопольного органа основанием для возбуждения дела об административном правонарушении и привлечения сетевых организаций и виновных должностных лиц к ответственности, предусмотренной статьей 9.21 КоАП РФ.

При этом гражданам необходимо в судебном порядке требовать исполнения мероприятий в рамках договоров на технологическое присоединение, ввиду того, что с января 2016 года, ущемление прав и законных интересов граждан не могут быть рассмотрены на предмет злоупотребления доминирующим положением, поскольку не связаны с осуществлением ими предпринимательской деятельности и ущемлением интересов неопределенного круга потребителей, а, следовательно, антимонопольный орган не вправе возбудить дело о нарушении антимонопольного законодательства и выдать сетевой организации предписание о необходимости выполнения сетевой организацией мероприятий по тех.присоединению.

 

Может ли быть пересмотрена плата за подключение к сетям теплоснабжения, если она была установлена для прежнего владельца земельного участка и по тарифу, который был отменен?

По мнению Челябинского УФАС России, тариф, установленный для прежнего собственника, является действующим, а, следовательно, плата за подключения не должна быть пересмотрена в связи со сменой владельца. Однако можно обратиться в Министерство тарифного регулирования и энергетики Челябинской области с приложением документов, свидетельствующих об увеличении стоимости мероприятий, необходимых для подключения, и в случае подтверждения потенциальных затрат тариф на подключение может быть пересмотрен.

 

По каким основаниям предусмотрено административное обжалование в сфере строительства?

ФАС России и ее территориальные органы рассматривают жалобы на нарушения, которые могли быть допущены при осуществлении процедур, включенных в исчерпывающие перечни в сферах строительства, утверждаемые Правительством Российской Федерации в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации.

В рамках статьи 18.1 Закона о защите конкуренции могут быть обжалованы:

1. Акты и (или) действия (бездействие)  органа власти и его должностных лиц, в части:

- нарушения установленных сроков осуществления процедуры, включенной в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства;

- предъявления требования осуществить процедуру, не включенную в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства.

2. Действия (бездействия) организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей, а именно:

- незаконный отказ в приеме документов, заявлений;

- предъявление к лицу, подавшему жалобу, документам и информации требований, не установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ и, нормативными правовыми актами субъектов РФ;

- нарушение установленных сроков осуществления процедуры, включенной в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства;

- предъявление требования осуществить процедуру, не включенную в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства.

При этом на сайте Челябинского УФАС России создан раздел «Жалобы в сфере строительства на акты и действия органов власти или организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей», в котором размещена подробная информация по подаче жалоб в указанной сфере, шаблон жалоб и контактная информация о должностных лицах, которые могут проконсультировать хозяйствующих субъектов по данном вопросу.

 

Планируется ли изменения при проведении закупок в сфере подключения к сетям инженерно-технического обеспечения?

Застройщик обращается к ресурсоснабжающей организации за заключением договора на технологическое  присоединение. Следовательно ресурсоснабжающая организация должна построить сети (создать техническую возможность), то есть провести закупку в порядке законодательства о контрактной системе. Ранее ресурсоснабжающие организации в порядке 223-ФЗ проводили закупку у единственного поставщика в соответствии с утвержденным Положением. С 01 января 2017 года были внесены изменения, и указанные хозяйствующие субъекты, проводят закупки в порядке 44-ФЗ.

Ранее реализация этого механизма (выполнение мероприятий по технологическому присоединению) осуществлялась силами заявителя (застройщика) либо привлекаемой им подрядной организации путем заключения договора с единственным поставщиком (которым выступает заявитель или привлекаемая подрядная организация).

Так, Положение о закупке одного из хозяйствующих субъектов, являющегося ресурсоснабжающей организацией, позволяло проводить закупку у единственного поставщика без учета стоимости закупки по рекомендации заказчика-застройщика (инвестора) в случае заключения договора с целью создания объектов водоснабжения и водоотведения за счет инвестиций указанного заказчика-застройщика, что в свою очередь позволяло снизить сроки и стоимость мероприятий по подключению.

Предлагаемый механизм выполнения мероприятий по технологическому присоединению силами заявителя позволяет сократить сроки подключения, установить плату за присоединение на экономически обоснованном уровне, а также обеспечить баланс интересов сетевых организаций и заявителя в части контроля качества и сроков подключения. При этом возводимые заявителем объекты сетевого хозяйства будут передаваться на баланс сетевой организации как заказчику услуг при осуществлении закупки у единственного поставщика.

В связи с чем Челябинским УФАС России предложено (предложение направлено в Центральный аппарат ФАС России) внести соответствующие изменения в статью 93 Закона о контрактной системе путем включения основания закупки у единственного поставщика в случае закупки услуг по строительству сетей в рамках заключенного договора по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения.

 

Почему малые и средние компании, имеющие предприятие в форме «ЗАО», исключили их числа МиСБ?

В Челябинское УФАС России ранее уже поступали подобные обращения на ограничение конкуренции и дискриминацию юридических лиц определенной формы собственности в результате принятия Федерального закона от 03.07.2016 № 265-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В соответствии с частью 2 статьи 4.1 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» ведение единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах. В связи с этим указанная информация о включении обратившихся хозяйствующих субъектов направлена для рассмотрения в Федеральную налоговую службу.

Кроме того, предложения обратившихся о необходимости внесения изменений в Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» направлены в Законодательное Собрание Челябинской области.

 

Как осуществляется регулирование и контроль рекламы, размещаемой в лифтах?

Федеральный закон «О рекламе» определяет требования к содержанию рекламной информации и не регулирует отношения, связанные с незаконным размещением рекламы на общедомовом имуществе, к которому отнесены, в том числе подъезды многоквартирного дома. Отношения, связанные с использованием общедомового имущества, в том числе по размещению рекламной информации на общем имуществе собственников жилых помещений, регулируются гражданским и жилищным законодательством.

Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, то есть собственники общедомового имущества вправе принимать меры, направленные на сохранение имущества.

В соответствии с частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации  собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы).

Согласно части 2 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации  собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме.

Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом в соответствии с частью 1 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации. Согласно пункту 3 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относится принятие решений о пользовании общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме иными лицами, в том числе о заключении договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, если для их установки и эксплуатации предполагается использовать общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме.

Согласно части 16 Постановления Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491 «Об утверждении правил содержания общего имущества в многоквартирном доме» надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается:

а) собственниками помещений:

б) товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом (при управлении многоквартирным домом).

В силу статьи 304 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник может требовать устранения нарушений его прав, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

С учетом изложенного, собственники жилого помещения вправе решить вопрос о возмещении вреда, причиненного при размещении рекламных щитов, иной рекламной информации, лицом, распространившим данную информацию, в подъезде жилого дома без согласия собственников помещений на использование общедомового имущества, самостоятельно, обратившись за защитой нарушенных прав и интересов в суд. Собственники жилого помещения вправе обратиться в Управляющую организацию (товарищество собственников жилья), которые осуществляют содержание и ремонт многоквартирного дома, а также принять меры по недопуску третьих лиц к общедомовому имуществу.

 Согласование распространения рекламы в лифтах многоквартирных домов не осуществляется.