• twitter
  • facebook
  • livejournal
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram
  • soundcloud

Обобщенные итоги Публичного обсуждения и ответы на поступившие вопросы

21 марта 2018 года состоялись Публичные обсуждения результатов правоприменительной практики Челябинского УФАС России за 1 квартал 2018 года в сфере антимонопольного законодательства, законодательства о рекламе и законодательства в сфере закупок.

 

Провела Публичные обсуждения руководитель Челябинского УФАС России Анна Козлова. В Публичных обсуждениях с докладом о правоприменительной практике и реформе контрольно-надзорной деятельности принял участие заместитель руководителя ФАС России Сергей Пузыревский.

 

Согласно Методическим рекомендациям по проведению таких мероприятий в целях подведения итогов Публичных обсуждений Челябинское УФАС России размещает на сайте обобщенные результаты, ответы на указанные в специальных анкетах и поступившие до начала и вовремя мероприятия вопросы.

 

Из присутствующих анкеты заполнили 29 человек. Средний бал по соответствию мероприятия ожиданиям участников составил 4,9 баллов из 5 возможных.

 

Участникам было предложено оценить по 5-бальной шкале проведенные Публичные обсуждения по нескольким позициям:

- по тематической направленности – 4,89;

- по программе – 4,89;

- по квалификации выступающих – 4,96;

- по организации мероприятия – 4,89.

 

Все заполнившие анкеты участники отметили, что считают необходимым введение в практику проведение подобных мероприятий, ответив положительно на данный вопрос анкеты.

 

Предложения респондентов по совершенствованию антимонопольного законодательства:

 

1. Перевоз МУПов и ГУПов с Закона о контрактной системе на Закона о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц в части расходования собственных (небюджетных) средств;

 

2. Введение оплаты госпошлины при подаче жалобы;

 

3. Количество площадок по 223-ФЗ должно быть таким же, как и по 44-ФЗ;

 

4. При проведении электронных аукционов по 223-ФЗ протоколы рассмотрения заявок не обезличены, то есть гипотетическая возможность сговора между участниками по ценовым предложениям для получения имущества (победы) одного из них. Предложение сделать рассмотрение заявок по аналогии с 44-ФЗ, и всех заказчиков обязать внести необходимые изменения в свои Положения;

 

5. Введение ответственности для «профессиональных» жалобщиков, не заявляющихся на закупки, но подающих жалобы без оснований, ведет к затягиванию процедур во времени и риску срывов сроков.  

 

Челябинское УФАС России включило в повестку заседания Общественного совета во 2 квартале 2018 года обсуждение и рассмотрение членами совета поступивших в ходе проведения Публичных обсуждений правоприменительной практики по итогам 1 квартала предложений по совершенствованию действующего законодательства.

 

О работе по предложениям респондентов Челябинское УФАС России также сообщит на Публичных обсуждениях правоприменительной практики по итогам 2 квартала 2018 года.

 

 

 

Вправе ли заказчик указать в положении о закупках конкретную торговую марку в перечне требований к товару?

Согласно письму ФАС России от 31 марта 2014 г. № АЦ/11870/14 при проведении закупки заказчики должны указывать в документации о закупке сведения (в том числе, наименование желаемого к поставке товара, работы, услуги, сведения о модели, марке, товарном знаке, технических характеристиках и иные сведения о товарах, работах, услугах, являющихся предметом закупки), определенные положением о закупке, с учетом требований антимонопольного законодательства.

На правомерность установления в документации о закупке конкретной торговой марки и модели закупаемого товара без возможности предоставления претендентами альтернативных вариантов указывает сложившаяся судебная практика (Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 03.03.2016 по делу № А60-28175/2015, Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 07.10.2015 по делу № А50-22479/2014, Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 20.08.2015 по делу № А07-22653/2014, Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.07.2015 по делу № А07-1487/2015).

Таким образом, установление Заказчиком в документации о закупке конкретной торговой марки закупаемого товара без возможности предоставления претендентами альтернативных вариантов, является правом заказчика, при условии соблюдения требований антимонопольного законодательства.

Вопросы, касающиеся условий и порядка проведения конкретных процедур закупки, должны быть урегулированы в утвержденном самим заказчиком положении о закупке, соответствующем Гражданскому кодексу РФ и иным обязательным нормативным актам.

 

В каких случаях заказчик, осуществляющий закупку за счет собственных средств должен руководствоваться положениями Закона о закупках?

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 указанной статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

Таким образом, заказчик вправе разработать как один, так и несколько правовых актов, регламентирующих его закупочную деятельность.

Исходя из того, что положения Закона о закупках распространяются на все закупки товаров, работ, услуг, за исключением случаев, установленных указанным законом, заказчик должен разработать нормативные правовые акты, регулирующие процедуру проведения закупки, в отношении всех проводимых им закупок.

Согласно части 4 статьи 8 Закона о закупках в случае, если в течение трех месяцев со дня вступления в силу указанного закона заказчик (за исключением заказчиков, указанных в частях 5 - 8 указанной статьи) не разместил в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, утвержденное положение о закупке, заказчик при закупке руководствуется положениями Закона о контрактной системе до дня размещения утвержденного положения о закупке.

Таким образом, если утвержденными и размещенными на официальном сайте правовыми актами (правовым актом), устанавливающими правила закупки, не урегулированы отдельные виды закупок заказчика, в отношении таких закупок положение о закупке считается не размещенным в порядке, установленном Законом о закупке. Следовательно, при проведении таких закупок заказчик должен руководствоваться положениями Закона о контрактной системе.

 

Вправе ли лицо, не подававшее заявку на участие в закупке, обжаловать положения документации о закупки в антимонопольном органе?

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Таким образом, по правилам 18.1 Закона о защите конкуренции жалоба может быть подана либо лицом, подавшим заявку на участие в торгах, либо лицом, не подавшим заявку на участие в торгах в случае, если обжалуется порядок размещения информации о проведении торгов либо порядок подачи заявок на участие в торгах.

В соответствие с частью 11 статьи 3 Закона о закупках, в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки после окончания, установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке.

При этом, нарушение установленного частью 11 статьи 3 Закона о закупках срока, не входит в закрытый перечень случаев, в которых жалоба возвращается заявителю в соответствии с частью 9 статьи 18.1 Закона о закупках.

Учитывая изложенное, жалоба на положения документации о закупке, поданная лицом, не подававшим заявку на участие в закупке, в антимонопольный орган после окончания срока подачи заявок на участие в закупке подлежит оставлению без рассмотрения, о чем податель жалобы уведомляется в течение трех рабочих дней со дня ее поступления в антимонопольный орган.

 

Каким образом должна определяться начальная (максимальная) цена договора при осуществлении закупок отдельными видами юридическим лиц?

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках отдельными видами юридических лиц положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Согласно части 10 статьи 4 Закона о закупках отдельными видами юридических лиц установлена обязанность для заказчика указания в документации о закупке сведений, определенных положением о закупке, в том числе сведений о начальной (максимальной) цене договора (цене лота), а также порядка формирования цены договора (цены лота) (с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей).

В соответствии с положениями Закона о закупках отдельными видами юридических лиц порядок формирования цены договора устанавливается заказчиком самостоятельно.

Таким образом, заказчик вправе самостоятельно разработать и предусмотреть в Положении о закупке методику обоснования начальной (максимальной) цены договора.

При этом при установлении порядка обоснования начальной (максимальной) цены договора возможно использовать методы, описанные в приказе Минэкономразвития России от 02.10.2013 № 567 «Об утверждении Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком».

 

Обязан ли заказчик после размещения извещения о закупке на официальном сайте направлять его потенциальным участникам закупки?

Согласно пунктам 1, 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются в том числе принципами информационной открытости закупки, равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

С учетом современного развития информационных технологий наиболее эффективно принцип информационной открытости обеспечивается посредством размещения информации в единой информационной системе, поэтому вся информация о закупках подлежит обязательному размещению в единой информационной системе.

При этом, в соответствии с частью 7 статьи 4 Закона о закупках заказчик дополнительно вправе разместить указанную информацию на сайте заказчика в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Обязанность по осуществлению персональной рассылки информации о закупке потенциальным участникам закупки у заказчика Законом о закупках не предусмотрена.

Более того, указанные действия заказчика могут привести к нарушению принципов равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, которые, в том числе предусматривают обязанность заказчика  обеспечить равные права, равные возможности для всех участников закупки (равный доступ к информации, равные условия участия в закупке и т.д.), равное отношение к ним на всех стадиях процедуры закупки, и указывает на недопустимость избирательного подхода к тем или иным участникам закупки.

 

Вправе ли заказчик осуществлять проверку документов, представленных участником закупки в составе заявки, а также запрашивать дополнительные документы в целях подтверждения достоверности представленной информации?

Пунктом 2 части 10 статьи 4 Закона о закупках предусмотрено, что в документации должны быть установлены требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.

Наделение закупочной комиссии правом запрашивать дополнительную информацию и документы, не представленные в составе заявки, содержит риски необъективной оценки поданных заявок, а также может привести к нарушению установленного пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.  Указанные выводы содержатся в судебных актах по делу № А40-184283/2016.

 

Правомерно ли установление в закупочной документации требования о конкретном месте нахождения (города) участника закупки?

В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Реализация права заказчика на самостоятельное установление требований к участникам закупки и перечню документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям, должна осуществляться с учетом установленных Законом о закупках принципов, а также запретов, перечисленных в статье 17 Закона о защите конкуренции.

Установление в закупочной документации требования о конкретном месте нахождения (города) участника закупки может повлечь за собой нарушение принципа равноправия и отсутствия необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, поскольку не может свидетельствовать о большем профессионализме на соответствующем товарном рынке, исключает допуск к участию в закупке участников, способных также на достойном уровне предоставить данные услуги.

 

Вправе ли ГУП и МУП при осуществлении закупок руководствоваться Законом о закупках?

Федеральным законом № 321-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и нужд отдельных видов юридических лиц» (далее - Закон № 321-ФЗ) вносятся изменения в Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) и Закон о закупках. Изменения вступили в силу с 1 января 2017 года (статья 4 Закона № 321-ФЗ).

В частности, изменениями в законодательство о закупках в качестве общего правила предусмотрено исключение унитарных предприятий из сферы применения Закона о закупках и одновременное распространение на них положений Закона о контрактной системе. После вступления указанных изменений в силу унитарные предприятия смогут осуществлять закупки по Закону о закупках только при соблюдении совокупности следующих условий:

- наличие у унитарного предприятия положения о закупках, принятого в установленном Законом о закупках порядке;

- размещение Положения о закупке до начала года в единой информационной системе;

- осуществление закупок за счет грантов, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами (в том числе иностранными), а также международными организациями, получившими право на предоставление грантов на территории РФ, либо за счет субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе из соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ, если условиями, определенными грантодателями, не установлено иное либо в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств унитарного предприятия (за исключением ситуаций, когда такой контракт был заключен на основании п. 2 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе - осуществление закупки для государственных нужд у единственного поставщика, определенного указом или распоряжением Президента Российской Федерации, либо в случаях, установленных поручениями Президента Российской Федерации, у поставщика, определенного постановлением или распоряжением Правительства Российской Федерации).

Таким образом, с 1 января 2017 года ГУП и МУП смогут воспользоваться правом осуществления закупок в соответствии с положениями Закона о закупках только в установленных случаях.

 

Возможно ли внесение заказчиком изменений в заключенный договор?

Положения Закона о закупках не регламентируют процедуры осуществления юридическими лицами закупочной деятельности, а определяют основные принципы и требования, направленные на обеспечение прозрачности закупочной деятельности, которыми должны руководствоваться заказчики.

Положениями части 5 статьи 4 Закона о закупках предусмотрено, что, в случае если при заключении и исполнении договора изменяются объем, цена закупаемых товаров, работ, услуг или сроки исполнения договора по сравнению с указанными в протоколе, составленном по результатам закупки, не позднее чем в течение десяти дней со дня внесения изменений в договор в единой информационной системе размещается информация об изменении договора с указанием измененных условий.

Таким образом, заказчик вправе вносить изменения в заключенный договор только в случаях, установленных частью 5 статьи 4 Закона о закупках.

 

Возможно ли осуществление закупок товаров, работ, услуг филиалом?

Согласно части 1 статьи 1 Закона о закупках заказчиками являются юридические лица, указанные в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

В соответствии со статьей 55 Гражданского кодекса Российской Федерации филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства. Филиалы не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений.

Таким образом, обособленное подразделение (филиал) не является самостоятельным заказчиком по смыслу Закона о закупках.

 

Каким образом устанавливается срок оплаты товаров (работ, услуг) при закупках у субъектов малого и среднего предпринимательства отдельными видами юридических лиц?

Основным принципом Закона о закупках является информационная открытость закупки.

Порядок подготовки и проведения процедур закупок (включая способы закупок) и условия их применения устанавливаются заказчиками самостоятельно путем принятия в соответствии с Законом о закупках положения о закупке.

Таким образом, Закон о закупках позволяет заказчику самостоятельно сформировать свою систему закупок в зависимости от особенностей осуществления сферы деятельности, которые наиболее соответствуют потребностям заказчика.

Так, согласно части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе сроки (периоды) поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, форма, сроки и порядок оплаты товара, работы, услуги.

Вместе с тем отмечаем, что при установлении сроков оплаты по договору необходимо руководствоваться законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц.

Так, например, постановлением Правительства Российской Федерации от 11 декабря 2014 года № 1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» установлен максимальный срок оплаты поставленных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) по договору, заключенному с субъектом малого и среднего предпринимательства, в количестве 30 календарных дней со дня исполнения обязательств по договору.

 

Размещается ли антимонопольным органом информация о результатах рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг по Закону о закупках?

Порядок рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг установлен статьей 18.1 Закон о защите конкуренции.

В соответствии с частью 22 Закона о защите конкуренции в течение трех рабочих дней со дня принятия решения по жалобе антимонопольный орган направляет заявителю, организатору торгов, оператору электронной площадки, в конкурсную или аукционную комиссию, в уполномоченный орган и (или) организацию, осуществляющую эксплуатацию сетей, решения, акты и (или) действия (бездействие) которых обжалуются, копии решения, предписания, принятых по результатам рассмотрения жалобы, и размещает сведения о таких решении, предписании на официальном сайте торгов или на сайте антимонопольного органа.

С учетом изложенного при рассмотрении жалобы о нарушении положений Закона о закупках антимонопольный орган размещает сведения о таких решениях, предписаниях на официальном сайте торгов или на сайте антимонопольного органа.

 

Является ли демпинговое поведение (реализацию лекарственных препаратов, включенных в перечень ЖНВЛП, по ценам ниже уровня зарегистрированной предельной отпускной цены производителя) аптечных сетей нарушением антимонопольного законодательства?

В большинстве случаев демпинг проводится хозяйствующими субъектами с целью входа на товарный рынок, завоевания места на нем. Демпинг осуществляется в расчете на возмещение в будущем текущих убытков, когда за счет демпинга будет достигнуто определенное положение на рынке либо за счет перераспределения убытков (закрытием одного вида убытков за счет реализации иных видов продукции). Преимущественно хозяйствующие субъекты, входящие на рынок, прибегают к демпингу как разовому мероприятию, способу быстрого завоевания определенной доли на нем.

Частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции установлен запрет на действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе действия (бездействие), выразившиеся в установлении и поддержании монопольно низкой цены товара.

Применение запрета, предусмотренного статьей 10 указанного закона, обуславливает необходимость определения положения хозяйствующего субъекта на соответствующем товарном рынке, а также оценки действий (бездействия) участника рынка в части установления и поддержания монопольно низкой цены товара.

Таким образом, установление доминирующего положения является необходимым элементом доказывания нарушения статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Согласно части 2 статьи 63 Закона об обращении лекарственных средств организации оптовой торговли и (или) аптечные организации, индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на фармацевтическую деятельность, осуществляют реализацию лекарственных препаратов, включенных в Перечень ЖНВЛП, по ценам, уровень которых не превышает сумму фактической отпускной цены, установленной производителем лекарственных препаратов и не превышающей зарегистрированной предельной отпускной цены, и размер оптовой надбавки и (или) размер розничной надбавки, не превышающие соответственно размера предельной оптовой надбавки и (или) размера предельной розничной надбавки, установленных в субъекте Российской Федерации.

Таким образом, с учетом положений части 2 статьи 63 Закона об обращении лекарственных препаратов, аптечным организациям допустимо осуществлять реализацию лекарственных препаратов, включенных в перечень ЖНВЛП, по ценам ниже уровня зарегистрированной предельной отпускной цены производителя, в случае, если такая аптечная организация не занимает доминирующего положения.

С целью полного, объективного и всестороннего рассмотрения ситуации на рынке розничной реализации лекарственных препаратов, в том числе в сфере ценообразования, Челябинским УФАС России были направлены запросы в аптечные сети, Министерство здравоохранения Челябинской области, коллегам в территориальные органы ФАС России. По результатам анализа поступившей информации Челябинским УФАС России не выявлены нарушения антимонопольного законодательства.

 

Почему стоимость проезда к такси возрастает в праздничные дни? Является ли это нарушением антимонопольного законодательства?

В период праздников на цену поездки влияет не только тариф, но и количество заказов. Например, у компании ООО «Яндекс.Такси» существует универсальная система повышения коэффициентов, которая работает ежедневно, в часы увеличенного спроса стоимость поездки возрастает.

По заявлениям, связанным с повышением стоимости самой поездки в «Яндекс.Такси», Челябинское УФАС России не усмотрело признаков нарушения антимонопольного законодательства. Современные онлайн-сервисы рассчитывают цену поездки автоматически в реальном времени и для конкретного маршрута, который указывает пользователь-пассажир в приложении онлайн-сервиса. Главным критерием увеличения стоимости на поездки является спрос. Если заказов такси существенно больше, чем физически могут выполнить работающие на линии автомобили, то система автоматически включает повышающий коэффициент, который рассчитывается отдельно для каждой точки города, в режиме реального времени. Данная мера помогает пользователям онлайн-сервиса вызвать такси в периоды особо высокого спроса.

С учетом изложенного, Челябинское УФАС России не усмотрело признаков нарушения Закона о защите конкуренции и не имело правовых оснований для применения мер антимонопольного реагирования.

 

В г. Магнитогорске резко возросла плата за сбор и вывоз мусора, с чем связан данный рост тарифов и является ли он законным?

Согласно Федеральному закону от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон об отходах производства и потребления) до 01.01.2019 г. должен быть осуществлен переход на новую систему обращения с отходами, призванную принципиально изменить механизм обращения с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО).

Ранее тарифы были предусмотрены только на сбор и вывоз твердых бытовых отходов (далее – ТБО) и в случае оказания данных услуг организациями муниципальной формы собственности подлежали установлению органами местного самоуправления. Данная услуга была жилищной и учитывалась в составе платы за содержание и ремонт жилого помещения государственного или муниципального жилого фонда или собственниками жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом на основании статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» и части 3 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации. В иных случаях цена по сбору и вывозу ТБО являлась конкурентной и определялась договором.

Система сбора и вывоза ТБО на территории Челябинской области охватывала не все населенные пункты муниципальных образований, что приводило к образованию несанкционированных свалок.

В связи с реформированием системы обращения с ТКО внесены изменения в действующее законодательство.

В настоящее время плата за услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами является составной частью платы за коммунальные услуги в соответствии с частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса РФ.

Согласно Закону от отходах производства и потребления с момента перехода на новое регулирование в области обращения с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов обеспечиваются региональными операторами в соответствии с:

- Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641»,

- Региональной программой и территориальной схемой.

В соответствии с требованиями Закона об отходах производства и потребления была разработана и утверждена приказом Министерства экологии Челябинской области от 29.09.2016 г. № 844 Территориальная схема обращения с отходами, в том числе твердыми коммунальными отходами, Челябинской области. Территориальной схемой предусмотрено деление Челябинской области на шесть кластеров, а именно: Челябинский, Магнитогорский, Кыштымский, Карабашский, Саткинский и Усть-Катавский.

Региональный оператор обязан осуществлять свою деятельность в соответствии с утвержденной Территориальной схемой.

Присвоение юридическому лицу статуса регионального оператора и определение зоны его деятельности осуществляется на основании конкурсного отбора, проводимого уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 4 статьи 24.6 Закона № 89-ФЗ).

По результатам конкурсного отбора статус регионального оператора по обращению с ТКО на территории Магнитогорского кластера Челябинской области присвоен компании ООО «Центр коммунального сервиса».

Заседание конкурсной комиссии по выбору регионального оператора по обращению с ТКО на территории Магнитогорского кластера состоялось 15 мая 2017 года. На конкурс была представлена всего одна заявка от ООО «Центр коммунального сервиса», которую признали соответствующей требованиям законодательства.

Таким образом, на территории Магнитогорского кластера (Локомотивный и Магнитогорский городские округа, Агаповский, Брединский, Варненский, Верхнеуральский, Карталинский, Кизильский, Чесменский и Нагайбакский муниципальные районы) реализован переход на новую систему обращения с ТКО, в соответствии с соглашением об организации деятельности по обращению с ТКО на территории Магнитогорского кластера, заключенным между Министерством экологии Челябинской области и обществом с ограниченной ответственностью «Центр коммунального сервиса» по результатам конкурсного отбора регионального оператора.

Оказание услуги по обращению с ТКО региональным оператором относится к регулируемым видам деятельности.

Указанный вид деятельности должен осуществляться по ценам, определенным соглашением сторон и не превышающим предельные тарифы, установленные Министерством тарифного регулирования и энергетики Челябинской области, уполномоченным в области регулирования тарифов.

В результате проведенной экспертизы экономической обоснованности расходов ООО «Центр коммунального сервиса» постановлением Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 28.09.2017 г. № 47/2 утвержден предельный единый тариф на услугу для регионального оператора по обращению с ТКО на территории Магнитогорского кластера Челябинской области в размере 502,90 руб./куб.м. с учетом НДС (снижение к заявленному региональным оператором тарифу на 24,2 %) на период с 1 октября 2017 года по 31 декабря 2017 года.

С учетом утвержденных нормативов плата с 1 проживающего составит:

- в многоквартирных домах – 87,50 руб. в месяц (с учетом НДС);

- в индивидуальных жилых домах – 67,56 руб. в месяц (с учетом НДС).

Таким образом, с 01.10.2017 ООО «Центр коммунального сервиса» приступил к оказанию услуг в сфере обращения с ТКО на территории Магнитогорского кластера, а у потребителей возникла обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО по ценам, определенным соглашением сторон, но не превышающим предельный единый тариф, установленный Министерством тарифного регулирования и энергетики Челябинской области.

Челябинским УФАС России проведен сравнительный анализ тарифов, установленных на услуги региональных операторов по обращению с ТКО на период с 01.01.2018 по 30.06.2018 в других субъектах РФ.

Уровень единого предельного тарифа на услуги ООО «Центр коммунального сервиса», утвержденный Министерством тарифного регулирования и энергетики Челябинской области, является сопоставимым и находится в пределах уровня тарифов, установленных на территории других областей.

Например, единый предельный тариф на услуги регионального оператора по обращению с ТКО составляет:

- на территории г. Магнитогорска Челябинской области – 502,92 руб./куб.м. (с учетом НДС);

- на территории Астраханской области – 549,23 руб./куб.м. (с учетом НДС);

- на территории Ивановской области – 480,78 руб./куб.м. (с учетом НДС);

- на территории Ставропольского края – 694,49 руб./куб.м. (с учетом НДС);

- на территории Краснодарского края – 429,72 руб./куб.м. (с учетом НДС);

- на территории г. Петропавловск-Камчатский Камчатского края – 444,55 руб./куб.м. (с учетом НДС);

- на территории г. Вилючинск Камчатского края – 929,42 руб./куб.м. (с учетом НДС).

 

Как существенный рост платы за сбор и вывоз мусора согласуется в ограничением индекса роста платы граждан?

В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 26.10.2017г. № 2353-р для населения Челябинской области с 1 января по 30 июня 2018 года не предусмотрено увеличение размера платы за коммунальные услуги по отношению к декабрю 2017 года.

Тарифы на коммунальные услуги в 1 полугодии 2018 года утверждены на уровне действующих в декабре 2017 года.

В 1 полугодии 2018 года действуют те же нормативы потребления коммунальных услуг, что и в декабре 2017 года.

Основами формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 30.04.2014г. № 400 (далее Основы), предусмотрено, что применение предельных индексов должно обеспечивать изменение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в каждом месяце текущего года долгосрочного периода по отношению к размеру вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в декабре предшествующего календарного года не более чем на установленную величину предельного индекса.

Предельные индексы применяются исходя из неизменности порядка оплаты коммунальных услуг, а также из принципа неизменности набора и объема потребляемых коммунальных услуг.

Таким образом, в соответствии с федеральным законодательством не подлежит учету разница в размере платежей, возникающая вследствие изменения набора коммунальных услуг за счет платы за услуги регионального оператора по обращению с ТКО.

В целях безусловного ограничения роста платы граждан за коммунальные услуги принят Закон Челябинской области от 30.06.2016 г. № 374-ЗО «О предоставлении гражданам адресной субсидии в связи с ростом платы за коммунальные услуги», в соответствии с которым любой гражданин может получить компенсацию при росте совокупного платежа сверх установленного индекса.

При расчете размера адресной субсидии учитываются следующие виды коммунальных услуг:

1) холодное водоснабжение;

2) горячее водоснабжение;

3) водоотведение;

4) электроснабжение;

5) газоснабжение (за исключением расходов на приобретение бытового газа в баллонах);

6) отопление (за исключением расходов на приобретение и доставку твердого топлива при наличии печного отопления).

Из чего следует, что перечень видов коммунальных услуг четко определен и не включает в себя услуг регионального оператора по обращению с ТКО.

Также в законе указано, что при расчете размера адресной субсидии не подлежит учету разница в размере платежей, возникающая вследствие изменения набора коммунальных услуг.

Таким образом, в соответствии с региональным законодательством при расчете размера адресной субсидии не подлежит учету разница в размере платежей, возникающая вследствие изменения набора коммунальных услуг за счет платы за услуги регионального оператора по обращению с ТКО.

 

С декабря 2017 года произошло снижение максимальной скидки при оплате за проезд транспортной картой в муниципальном общественном транспорте г. Челябинска. Является ли это обоснованным и в связи с чем возникла такая ситуация?

Решением Челябинской городской Думы от 31.10.2017 № 34/22 установлен тариф на перевозки пассажиров по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в г. Челябинске с 03.11.2017 в размере 23 рубля за одну поездку.

Тариф на перевозки пассажиров по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в г. Челябинске в декабре 2017 года не изменился. На рост стоимости проезда на общественном транспорте для пассажиров, пользующихся транспортными картами, повлияло снижение максимальной скидки при оплате за проезд в муниципальном общественном транспорте.

Скидка на проезд в общественном транспорте при безналичной оплате транспортной картой в размере до 20% предоставлялась ранее муниципальными предприятиями пассажирского транспорта на основании принятого решения Челябинской городской Думы от 31.05.2016 № 21/17 «О внесении изменения в решение Челябинской городской Думы от 27.10.2015 № 14/21 «Об установлении тарифов на услуги, оказываемые муниципальными предприятиями пассажирского транспорта» за счет предоставления субсидий транспортным предприятиям. Данное решение утратило силу с 03.11.2017.

По имеющимся данным у Челябинского УФАС России решение об установлении размера максимальной скидки за проезд в муниципальном общественном транспорте при использовании безналичного расчета по транспортной карте в настоящее время Челябинской городской Думой не принято. Скидка на проезд в общественном транспорте при безналичной оплате транспортной картой в размере до 10% предоставляется транспортными предприятиями самостоятельно с целью привлечения пассажиров.

Аналогичная ситуация была с 01.11.2015 по 02.06.2016, когда Челябинская городская Дума с 1 ноября 2015 года решением от 27.10.2015 № 14/21 отменила субсидии на возмещение затрат, предоставляемых муниципальным транспортным предприятиям, возникающих в том числе в связи с предоставлением скидки при оплате за проезд транспортной картой в общественном транспорте, и муниципальные предприятия предоставляли скидки самостоятельно, а с 3 июня 2016 года решением от 31.05.2016 № 21/17 вернула максимальную скидку 20% при оплате транспортной картой.

 

Распространяется ли положения Закона о торговле, в частности ограничение размера вознаграждения, выплачиваемого торговой сети (статья 9 Закона о торговле), только на торговые сети или на всех хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность?

Частью 4 статьи 9 Закона о торговле предусмотрено, что совокупный размер вознаграждения, выплачиваемого хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, в связи с приобретением им у хозяйствующего субъекта, осуществляющего поставки продовольственных товаров, определенного количества продовольственных товаров, и платы за оказание услуг по продвижению товаров, логистических услуг, услуг по подготовке, обработке, упаковке этих товаров, иных подобных услуг не может превышать пять процентов от цены приобретенных продовольственных товаров.

Исходя из смысловой нагрузки данной нормы, ограничение размера вознаграждения выплачиваемого хозяйствующему субъекту за приобретение определенного количества продовольственных товаров, распространяется не только на торговые сети, но и на все хозяйствующие субъекты, осуществляющие торговую деятельность.

При расчете указанного совокупного размера не учитывается сумма налога на добавленную стоимость, предъявляемая хозяйствующим субъектом, осуществляющим поставки продовольственных товаров, к оплате хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, в связи с приобретением данных товаров, а в отношении подакцизных продовольственных товаров не учитывается также сумма акциза, исчисленная в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

 

Регулирует ли Закон о торговле срок оплаты импортной алкогольной продукции, поставляемой российским поставщикам?

Частью 7 статьи 9 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон о торговле)  установлены сроки оплаты торговой сетью продукции, поставленной хозяйствующим субъектом, в случае, если между хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность, и хозяйствующим субъектом, осуществляющим поставки продовольственных товаров, заключается и исполняется (реализуется) договор поставки продовольственных товаров с условием оплаты таких товаров через определенное время после их передачи хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность.

Так, срок оплаты товаров составляет:

1) продовольственные товары, на которые срок годности установлен менее чем десять дней, подлежат оплате в срок не позднее чем восемь рабочих дней со дня фактического получения таких товаров хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность;

2) продовольственные товары, на которые срок годности установлен от десяти до тридцати дней включительно, подлежат оплате в срок не позднее чем двадцать пять календарных дней со дня фактического получения таких товаров хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность;

3) продовольственные товары, на которые срок годности установлен свыше тридцати дней, а также алкогольная продукция, произведенная на территории Российской Федерации, подлежат оплате в срок не позднее чем сорок календарных дней со дня фактического получения таких товаров хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность.

Таким образом, Закон о торговле не устанавливает срок оплаты торговой сетью поставляемой импортной алкогольной продукции. В связи с чем, установление иного срока оплаты по договоренности между торговой сетью и поставщиком не будет противоречить Закону о торговле.

 

Регулирует ли Закон о торговле торговые наценки, устанавливаемые торговой сетью?

Федеральным законом от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ» (далее – Закон о торговле) регулирует отношения, возникающие между органами государственной власти, органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами в связи с организацией и осуществлением торговой деятельности, а также отношения, возникающие между хозяйствующими субъектами при осуществлении ими торговой деятельности (часть 3 статьи 1 Закона о торговле).

Статьей 9 Закона о торговле  установлен предельный размер выплаты вознаграждения (5%), выплачиваемого торговой сети в связи с приобретением определенного количества продовольственных товаров.

Вместе с тем, торговые наценки, устанавливаемые торговой сетью не подлежат государственному регулированию и торговая сеть вправе самостоятельно устанавливать разные торговые наценки на продовольственные товары, в том числе отрицательные, исходя из своей ценовой политики, планируемой нормы прибыли и затрат.

Ценовая политика крупный торговых сетей, ввиду широкого ассортимента товаров, позволяет устанавливать отрицательные торговые наценки на одни категории товаров за счет установления максимальных торговых наценок на другие категории товаров.

 

Распространяется ли действие Закона о торговле на организации общественного питания?

Челябинское УФАС России неоднократно давало разъяснения по вопросу регулирования деятельности организаций по оказанию услуг общественного питания Законом о торговле на официальном сайте Челябинского УФАС России в разделе «Онлайн-приемная по Закону о торговле».

Закон о торговле регулирует отношения, возникающие между органами государственной власти, органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами в связи с организацией и осуществлением торговой деятельности, а также отношения, возникающие между хозяйствующими субъектами при осуществлении ими торговой деятельности (часть 3 статьи 1 Закона о торговле).

В соответствии со статьей 2 Закона о торговле торговая деятельность - это вид предпринимательской деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров.

Согласно Государственному стандарту «Общественное питание. Термины и определения. ГОСТ Р 50647-94», утвержденному Постановлением Госстандарта РФ от 21.01.1994 № 35 (далее - ГОСТ Р 50647-94), общественное питание - совокупность предприятий различных организационно-правовых форм и граждан-предпринимателей, занимающихся производством, реализацией и организацией потребления кулинарной продукции; предприятие общественного питания - это предприятие, предназначенное для производства кулинарной продукции, мучных кондитерских и булочных изделий, их реализации и (или) организации потребления; услуга общественного питания - это результат деятельности предприятий и граждан-предпринимателей по удовлетворению потребностей населения в питании и проведении досуга.

Учитывая изложенное, нормы Закона о торговле не распространяются на деятельность по оказанию услуг общественного питания в случае, если продажа продуктов питания включена в деятельность предприятия общественного питания.

Данная позиция антимонопольного органа отражена в пункте 6.6 Методического пособия для предпринимателей, утвержденного ФАС России «Антимонопольное регулирование в области торговой деятельности. Методическое пособие для предпринимателей».

 

Установлены ли на законодательном уровне ограничение числа федеральных торговых сетей, осуществляющих деятельность в границах одного муниципального образования?

Согласно части 1 статьи 14 Закона о торговле хозяйствующий субъект, который осуществляет розничную торговлю продовольственными товарами посредством организации торговой сети (за исключением сельскохозяйственного потребительского кооператива, организации потребительской кооперации) и доля которого превышает двадцать пять процентов объема всех реализованных продовольственных товаров в денежном выражении за предыдущий финансовый год в границах субъекта Российской Федерации, в том числе в границах города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга, в границах муниципального района, городского округа, не вправе приобретать или арендовать в границах соответствующего административно-территориального образования дополнительную площадь торговых объектов для осуществления торговой деятельности по любым основаниям, в том числе в результате введения в эксплуатацию торговых объектов, участия в торгах, проводимых в целях их приобретения.

Таким образом, факт превышения хозяйствующим субъектом доли на рынке розничной реализации продовольственных товаров в границах муниципального образования в размере 25% не является нарушением Закона о торговле, нарушением является приобретение или аренда в границах соответствующего муниципального образования дополнительной площади торговых объектов для осуществления торговой деятельности при превышении хозяйствующим субъектом доли в размере 25% на указанном рынке.

В целях реализации статьи 14 Закона о торговле Постановлением Правительства РФ от 04.05.2010 № 305 «Об утверждении методики расчета объема всех продовольственных товаров, реализованных в границах субъекта Российской Федерации, в том числе городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, и в границах муниципального района, городского округа, в денежном выражении за финансовый год и определения доли объема продовольственных товаров, реализованных хозяйствующим субъектом, осуществляющим розничную торговлю такими товарами посредством организации торговой сети (за исключением сельскохозяйственного потребительского кооператива, организации потребительской кооперации), в границах соответствующего административно-территориального образования, в денежном выражении за финансовый год» (далее – Постановление № 305) утверждена методика расчета объема всех продовольственных товаров, реализованных в границах субъекта Российской Федерации, в том числе городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, и в границах муниципального района, городского округа, в денежном выражении за финансовый год и определения доли объема продовольственных товаров, реализованных хозяйствующим субъектом, осуществляющим розничную торговлю такими товарами посредством организации торговой сети (далее – Методика).

Челябинское УФАС России ежегодно проводит обзор рынка розничной реализации продовольственных товаров, рассчитывает доли торговых сетей на указанном рынке в разрезе муниципальных образований Челябинской области по указанной выше Методике.

При этом, Челябинское УФАС России обращает Ваше внимание на тот факт, что доля на рынке розничной реализации продовольственных товаров рассчитывается отдельно для каждой торговой сети в границах одного муниципального образования Челябинской области и законодательством не предусмотрен расчет совокупной доли хозяйствующих субъектов, осуществляющих розничную реализацию продовольственными товарами.

Кроме того, действующим законодательством не регламентировано расстояние между торговыми объектами, на котором должны располагаться магазины одной розничной торговой сети. В связи с чем, хозяйствующий субъект праве самостоятельно решать вопрос о дислокации своих торговых объектов.

Также, в компетенцию органов местного самоуправления  входит решение вопросов о выделении земельных участков под строительство торговых объектов, организация и проведение конкурентных процедур на право пользования недвижимым имуществом, проведение анализа финансовых, экономических, социальных и иных показателей состояния торговли на территориях муниципальных образований и анализ эффективности применения мер по развитию торговой деятельности на этих территориях.

В связи с чем,  Челябинское УФАС России ежегодно направляет главам администраций муниципальных образований информационные письма с указанием перечня хозяйствующих субъектов, имеющих на территории их муниципального образования долю на рынке розничной торговли продовольственными товарами более 25 % с целью контроля за данными хозяйствующими субъектами и оперативного информирования Челябинского УФАС России, в случае приобретения данными хозяйствующими субъектами дополнительной площади торговых объектов для принятия Челябинским УФАС России соответствующих мер реагирования.