• twitter
  • facebook
  • livejournal
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram
  • soundcloud

Обобщенные итоги Публичного обсуждения и ответы на поступившие вопросы

23 мая 2018 года состоялись Публичные обсуждения результатов правоприменительной практики Челябинского УФАС России за 2 квартал 2018 года в сфере антимонопольного законодательства, законодательства о рекламе и законодательства в сфере закупок.

 

Провела Публичные обсуждения руководитель Челябинского УФАС России Анна Козлова. Впервые в публичных обсуждениях управления приняли участие с докладом представители Министерства дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области.

 

Согласно Методическим рекомендациям по проведению таких мероприятий в целях подведения итогов Публичных обсуждений Челябинское УФАС России размещает на сайте обобщенные результаты, ответы на указанные в специальных анкетах и поступившие до начала и вовремя мероприятия вопросы.

 

Анкеты на Публичных обсуждениях заполнили 37 человек. Средний бал по соответствию мероприятия ожиданиям участников составил 4,9 баллов из 5 возможных.

 

Участникам было предложено оценить по 5-бальной шкале проведенные Публичные обсуждения по нескольким позициям:

- по тематической направленности – 4,8;

- по программе – 4,8;

- по квалификации выступающих – 4,9;

- по организации мероприятия – 4,9.

 

Все заполнившие анкеты участники отметили, что считают необходимым введение в практику проведение подобных мероприятий, ответив положительно на данный вопрос анкеты.

 

Предложения респондентов по совершенствованию законодательства, контроль за соблюдением которого осуществляет ФАС России и ее территориальные органы:

 

1. Ввести госпошлины за подачу жалоб на действия заказчика в случае признания их необоснованными;

 

2. Не рассматривать жалобы от юридических лиц, внесенных в Реестр недобросовестных поставщиков, либо запретить таким лицам обращение с жалобами по Закону о контрактной системе;

 

3. Унифицировать судебную практику в вопросах применения антимонопольного законодательства;

 

4. Устранить противоречия в федеральном законодательстве относительно создания в сфере ритуальных услуг МУПов по вопросам похоронного дела либо принять закон на уровне субъекта РФ.

 

Челябинское УФАС России включит в повестку заседания Общественного совета в 3 квартале 2018 года обсуждение и рассмотрение членами совета поступивших в ходе проведения Публичных обсуждений правоприменительной практики по итогам 2 квартала предложений по совершенствованию действующего законодательства.

 

О работе по предложениям респондентов Челябинское УФАС России также сообщит на Публичных обсуждениях правоприменительной практики по итогам 3 квартала 2018 года.

 

Возможно ли совмещение подрядчиком функции строительного контроля заказчика (то есть контроль за собственным объектом строительства)?

В силу части 2 статьи 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительный контроль проводится лицом, осуществляющим строительство. В случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительного подряда строительный контроль проводится также застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором либо привлекаемыми ими на основании договора индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом. Застройщик или технический заказчик по своей инициативе может привлекать лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, для проверки соответствия выполняемых работ проектной документации.

Согласно пункту 3 Постановления Правительства РФ от 21.06.2010 N 468 "О порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства" строительный контроль проводится:

- лицом, осуществляющим строительство (далее - подрядчик);

- застройщиком, заказчиком либо организацией, осуществляющей подготовку проектной документации и привлеченной заказчиком (застройщиком) по договору для осуществления строительного контроля (в части проверки соответствия выполняемых работ проектной документации) (далее - заказчик).

Таким образом, законодатель допускает проведение строительного контроля, в том числе подрядчиком.

Дополнительно антимонопольный орган сообщает, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 331 «Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе», Приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15 «Об утверждении Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы», Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» Челябинское УФАС России не наделено полномочиями по официальному разъяснению положений законодательства о контрактной системе.

В связи с этим, для разрешения поставленного Вами вопроса рекомендуем обратиться в Министерство финансов Российской Федерации (109097, г. Москва, ул. Ильинка, д. 9).

 

Требуется ли членство в СРО при осуществлении закупки услуг строительного контроля с НМЦК 140 тыс. рублей? Если строительный контроль выполняется на объекте капремонта ОКС стоимостью 7 млн рублей?

В силу части 2 статьи 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) строительный контроль проводится лицом, осуществляющим строительство. В случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительного подряда строительный контроль проводится также застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором либо привлекаемыми ими на основании договора индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом. Застройщик или технический заказчик по своей инициативе может привлекать лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, для проверки соответствия выполняемых работ проектной документации.

При этом, согласно пункту 22 статьи 1 ГрК РФ технический заказчик - юридическое лицо, которое уполномочено застройщиком и от имени застройщика заключает договоры о выполнении инженерных изысканий, о подготовке проектной документации, о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, подготавливает задания на выполнение указанных видов работ, предоставляет лицам, выполняющим инженерные изыскания и (или) осуществляющим подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, материалы и документы, необходимые для выполнения указанных видов работ, утверждает проектную документацию, подписывает документы, необходимые для получения разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, осуществляет иные функции, предусмотренные законодательством о градостроительной деятельности (далее также - функции технического заказчика). Функции технического заказчика могут выполняться только членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных частью 2.1 статьи 47, частью 4.1 статьи 48, частью 2.2 статьи 52 настоящего Кодекса.

Как следует из содержания Письма Минстроя России от 05.09.2017 № 31723-ТБ/02 «О требованиям к членам саморегулируемых организаций» из совокупности указанных норм следует, что лицо, выполняющее функции технического заказчика, в том числе проведение строительного контроля, с 1 июля 2017 года должно быть членом саморегулируемых организаций соответствующих видов либо саморегулируемой организации, к сфере деятельности которой относится часть таких функций. При выполнении только функции строительного контроля такому лицу требуется членство в саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство.

Дополнительно антимонопольный орган сообщает, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 331 «Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе», Приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15 «Об утверждении Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы», Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» Челябинское УФАС России не наделено полномочиями по официальному разъяснению положений законодательства о контрактной системе.

В связи с этим, для разрешения поставленного Вами вопроса рекомендуем обратиться в Министерство финансов Российской Федерации (109097, г. Москва, ул. Ильинка, д. 9).

 

Нужно ли устанавливать в закупке по проектно-изыскательным работам требование о наличии СРО, если закупка 600 тыс. рублей?

В силу части 2 статьи 47 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ (далее – ГрК РФ) работы по договорам о выполнении инженерных изысканий, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком или лицом, получившим в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации разрешение на использование земель или земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для выполнения инженерных изысканий (далее также - договоры подряда на выполнение инженерных изысканий), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Выполнение инженерных изысканий по таким договорам обеспечивается специалистами по организации инженерных изысканий (главными инженерами проектов). Работы по договорам о выполнении инженерных изысканий, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.

В соответствии с частью 4 статьи 48 ГрК РФ работы по договорам о подготовке проектной документации, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договоры подряда на подготовку проектной документации), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области архитектурно-строительного проектирования, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Выполнение работ по подготовке проектной документации по таким договорам обеспечивается специалистами по организации архитектурно-строительного проектирования (главными инженерами проектов, главными архитекторами проектов). Работы по договорам о подготовке проектной документации, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Поскольку частью 2 статьи 47, частью 4 статьи 48 ГрК РФ предусмотрено требование к индивидуальным предпринимателям или юридическим лицам о членстве в саморегулируемых организациях в соответствующих областях, следовательно, заказчик, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, обязан указанные требования в документации о закупке установить.

Дополнительно антимонопольный орган сообщает, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 331 «Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе», Приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15 «Об утверждении Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы», Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» Челябинское УФАС России не наделено полномочиями по официальному разъяснению положений законодательства о контрактной системе.

В связи с этим, для разрешения поставленного Вами вопроса рекомендуем обратиться в Министерство финансов Российской Федерации (109097, г. Москва, ул. Ильинка, д. 9).

 

Дробление закупок. Заключение контрактов на основании п.9 ч.1 ст.93 Закона о контрактной системе. Частые нарушения. Экспертиза сметной стоимости на капитальный и текущий ремонт в каких случаях необходима?

Органы внутреннего муниципального финансового контроля, определенные в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, в силу пункта 3 части 1 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе) осуществляют контроль в сфере закупок в соответствии с Законом о контрактной системе и иными нормативными правовыми актами, правовыми актами, определяющими функции и полномочия муниципальных органов.

Практика Челябинского УФАС России основывается на сложившейся судебной практике Арбитражного суда Уральского округа, судов общей юрисдикции, свидетельствующей о том, что заключение и осуществление контрактов в короткий период времени, сторонами которых являются одни и те же лица, которые имеют единый интерес на совершение сделок с одним исполнителем работ (услуг) представляют собой искусственно раздробленную единую сделку и является нарушением законодательства о контрактной системе (например, Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 19.12.2017 № Ф09-6806/17 по делу № А76-23420/2016; Постановление Суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 06.04.2018 по делу № 4а-68/2018).

Наиболее распространенными нарушениями заключения контрактов на основании пункта 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе – осуществления закупок определенных товаров, работ, услуг вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, в случае возникновения необходимости в оказании медицинской помощи в экстренной форме либо в оказании медицинской помощи в неотложной форме, являются отсутствие доказательств возникновения обстоятельств, свидетельствующих о наличии чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера либо о наличии непреодолимой силы (например, Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 11.03.2016 № Ф09-7971/15 по делу № А76-11583/2015, Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 13.10.2015 № Ф09-3441/15 по делу № А76-30263/2014; Апелляционное определение Свердловского областного суда от 15.03.2017 по делу № 33а-4478/2017).

Постановлением Правительства РФ от 18.05.2009 № 427 утверждено положение о проведении проверки достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, финансирование которых осуществляется с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в уставных (складочных) капиталах которых составляет более 50 процентов (далее – Положение).

В силу пункта 1 (1) Положения проверке сметной стоимости подлежит сметная стоимость капитального ремонта объектов капитального строительства в случае, если такой капитальный ремонт включает: а) замену и (или) восстановление всех видов строительных конструкций (за исключением несущих строительных конструкций) или замену и (или) восстановление всех строительных конструкций (за исключением несущих строительных конструкций) в совокупности с заменой отдельных элементов, несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов; б) замену и (или) восстановление всех видов систем инженерно-технического обеспечения или всех видов сетей инженерно-технического обеспечения; в) изменение всех параметров линейного объекта, которое не влечет за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования такого объекта и при котором не требуется изменение границ полосы отвода и (или) охранной зоны такого объекта.

Согласно пункту 2 Положения проверка сметной стоимости осуществляется в отношении объектов капитального строительства независимо от: а) необходимости получения разрешения на строительство; б) обязательности подготовки проектной документации; в) обязательности государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий.

Подпунктом «а» пункта 3 Положения установлено, что проверка сметной стоимости может осуществляться одновременно с проведением государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий в случае, если проведение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий является обязательным, при этом проверка сметной стоимости осуществляется после утверждения положительного заключения экспертизы проектной документации.

В соответствии с частью 3 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации экспертиза проектной документации не проводится в случае, если для строительства или реконструкции объекта капитального строительства не требуется получение разрешения на строительство, а также в отношении модифицированной проектной документации. Экспертиза проектной документации не проводится в отношении разделов проектной документации, подготовленных для проведения капитального ремонта объектов капитального строительства, за исключением проектной документации, подготовленной для проведения капитального ремонта автомобильных дорог общего пользования.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 331 «Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе», Приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15 «Об утверждении Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы», Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе) Челябинское УФАС России не наделено полномочиями по официальному разъяснению положений законодательства о контрактной системе.

Необходимо отметить, что согласно Положению о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 № 1038, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (Минстрой России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере строительства, архитектуры, градостроительства.

В связи с изложенным, Челябинское УФАС России полагает, что по вопросам необходимости проведения экспертизы сметной стоимости на капитальный и текущий ремонты, заявителю целесообразно обратиться в Минстрой России.

 

Как выбрать специализированную организацию по похоронному делу?

Челябинское УФАС России не обладает полномочиями по разъяснению действующего, в том числе антимонопольного, законодательства Российской Федерации. В соответствии с пунктом 2.2 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по предоставлению государственной услуги по даче разъяснений по вопросам применения федеральным антимонопольным органом антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденного Приказом ФАС России от 20.01.2012 № 22, государственная услуга по даче разъяснений по вопросам применения федеральным антимонопольным органом антимонопольного законодательства Российской Федерации предоставляется ФАС России.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 29 Федеральным законом от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее - Закон о погребении) органы местного самоуправления создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с данным Законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших. Порядок деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела определяется органами местного самоуправления.

В постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 18.05.2011 № 17206 также указано, что погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляется специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.

Кроме того, законодательством о погребении не предусмотрен порядок наделения статусом специализированной службы по вопросам похоронного дела на конкурсной основе, в том числе в рамках законодательства о контрактной системе.

Присвоение статуса специализированной службы коммерческой организации либо индивидуальному предпринимателю, в том числе определенным на конкурсной основе, не является созданием муниципального учреждения или предприятия.

Таким образом, действующим законодательством не предусмотрен отбор специализированной службы по вопросам похоронного дела посредством проведения конкурсных процедур, в том числе в порядке Закона о контрактной системе.

 

О необходимости устранения противоречий в законодательстве о правомрености создания МУПов в похоронном деле. Согласно позиции антимонопольной службы органам местного самуоправления запрещено создавать МУПы в похоронном деле?

Челябинское УФАС России не обладает полномочиями по разъяснению действующего, в том числе антимонопольного, законодательства Российской Федерации. В соответствии с пунктом 2.2 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по предоставлению государственной услуги по даче разъяснений по вопросам применения федеральным антимонопольным органом антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденного Приказом ФАС России от 20.01.2012 № 22, государственная услуга по даче разъяснений по вопросам применения федеральным антимонопольным органом антимонопольного законодательства Российской Федерации предоставляется ФАС России.

Федеральным законом от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» не установлены требования к организационно-правовой форме специализированных служб по вопросам похоронного дела, соответственно могут быть созданы в форме муниципальных предприятий, бюджетных учреждений.

Вместе с тем, при создании специализированной службы по вопросам похоронного дела необходимо принимать во внимание запрет на совмещение функций, в том числе, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, установленный частью 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

В каких случаях возможно применение ст. 2.9 КоАП РФ в отношении должностного лица при рассмотрении дела об административном правонарушении?

В силу статьи 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Согласно пункту 18 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» (далее - Постановление) при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.

Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния (пункт 18.1).

 

Правомерно ли устанавливать требование по п.11 ч.1 ст.31 44-ФЗ о наличии лицензии на осуществление деятельности по перевозкам в документации ЭА "на выполнение работ по осуществлению внутримуниципальных перевозок по регулируемым тарифам по регулируемым маршрутам.."

Как следует из пункта 1 части 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки о соответствии его требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Таким образом, участник закупки должен соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг в соответствии со спецификой и содержанием объекта закупки.

   Как следует из подпунктов «а, б» пункта 3 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 02.04.2012 № 280, в состав деятельности по перевозке пассажиров включаются следующие работы:

- регулярные перевозки пассажиров в городском и пригородном сообщении;

- регулярные перевозки пассажиров в междугородном сообщении.

В частях 2-4 статьи 4 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (далее - УАТ) содержатся определения понятий различных видов сообщений: городского сообщения, пригородного сообщения и междугородного сообщения.

Таким образом, в случае, если описание объекта закупки включает в себя выполнение работ по осуществлению перевозок в рамках муниципального маршрута регулярных перевозок одним из видов сообщений, указанных в частях 2-4 статьи 4 УАТ, то в документации о закупке должно быть установлено требование к участнику закупки и к составу второй части заявки о наличии лицензии на осуществление перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек с указанием конкретного вида деятельности с учетом вида сообщения.             

Следует отметить, что пункт 11 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе вступает в силу с 1 июля 2018 года на основании Федерального закона от 31.12.2017 № 504-ФЗ, тогда как требование о соответствии участника закупки лицензионному законодательству устанавливается в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.

 

Является ли ограничением конкуренции указание на разработку ППР в информационной карте к аукциону в электронной форме (при капитальном ремонте кровли)?

Согласно пункту 3 статьи 13 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) заказчиками осуществляются закупки, в том числе, для выполнения функций и полномочий государственных органов Российской Федерации, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственных органов субъектов Российской Федерации, органов управления территориальными внебюджетными фондами, муниципальных органов.

Исходя из положений указанной статьи Закона о контрактной системе и общего смысла законодательства о контрактной системе, можно сделать вывод о том, что при закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчика основанием для проведения любой закупки является наличие нужд (потребности)  заказчика в приобретении товаров, работ, услуг для обеспечения своей деятельности.

Cогласно пункту 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение о закупке должно содержать краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.

Как следует из пункта 1 части 1, части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе указанная информация должна находить отражение в документации о закупке, в том числе в проекте контракта.

Так, например, пунктом 5.7.2 Свода правил СП 48.13330.2011 «Организация строительства» к организационно-технологической документации относятся проект производства работ, а также иные документы, в которых содержатся решения по организации строительного производства и технологии строительно-монтажных работ, оформленные, согласованные, утвержденные и зарегистрированные в соответствии с правилами, действующими в организациях, разрабатывающих, утверждающих и согласующих эти документы.

Пунктом 5.7.3 указанного Свода правил проект производства работ (далее – ППР), а также иные документы, в которых содержатся решения по организации строительного производства и технологии строительно-монтажных работ, утверждаются лицом, исполняющим строительство.

Таким образом, в случае, если разработка ППР обусловлена требованиями нормативной технической документации и необходима для выполнения работ по контракту, то заказчик, по мнению Челябинского УФАС России, вправе включить данное требование в качестве обязательства подрядчика, в том числе в рамках условий исполнения контракта.

При наличии сведений и документов, позволяющих сделать вывод об ограничении количества участников закупки ввиду установления указанного требования, Вы вправе обратиться в антимонопольный орган с жалобой в соответствии с главой 8 Закона о контрактной системе либо заявлением в соответствии со статьей 44 Закона о защите конкуренции, с приложением документов и сведений, подтверждающих доводы обращения.

 

Какие товары планируют кодировать?

Ваш вопрос не связан с нарушением Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», таким образом, не входит в компетенцию антимонопольного органа.

Для получения информации по данному вопросу Вам следует обратиться в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации (далее – Министерство), действующее на основании Положения о Министерстве промышленности и торговли, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 № 438 «О Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации», в соответствии с пунктом 5 которого полномочия по кодированию товаров находятся в компетенции данного Министерства.

Кроме того, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет контроль за наличием специальных чипов на товары, поступающие в продажу.