• twitter
  • facebook
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram

Антимонопольный комплаенс в органах власти

Антимонопольный комплаенс в органах власти

 

1. Указом Президента Российской Федерации от 21 декабря 2017 года № 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции» утвержден Национальный плана по развитию конкуренции в Российской Федерации на 2018 - 2020 годы, которым предусмотрен ключевой показатель: снижение количества нарушений антимонопольного законодательства со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления к 2020 году не менее чем в 2 раза по сравнению с 2017 годом.

ФАС России подвела предварительные итоги организации системы антимонопольного комплаенса в органах власти.

По данным ФАС России количество нарушений со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления на апрель 2020 года на территории РФ в сравнении с 2017 годом снизилось в 1,3 раза. 

Акты об антимонопольном комплаенсе приняты в 34-х Федеральных органах исполнительной власти. При этом Минстрой, ФНС и Минкомсвязь сообщили о внедрении указанной системы еще и в подведомственные организации. 

Следует отметить, что регионы приступили к работе по организации антимонопольного комплаенса более активно: в 2019 году акты, направленные на организацию системы антимонопольного комплаенса органов исполнительной власти, были приняты всеми субъектами Российской Федерации.

Несмотря на то, что органам местного самоуправления не поступало отдельного поручения о необходимости внедрения антимонопольного комплаенса, в 26 субъектах Российской Федерации всеми органами местного самоуправления уже приняты акты о внедрении системы комплаенса, а в 15 субъектах муниципалитеты приступили к этому процессу, в том числе в Челябинской области.

 

  1. На территории Челябинской области всеми органами исполнительной власти Челябинской области приняты акты о внедрении системы антимонопольного комплаенса, разработаны карты-рисков, а также дорожные карты.

Органы местного самоуправления Челябиснкой области ведут работу по организации системы антимонопольного комплаенса. При этом, некоторыми органами местного самоуправления не разработаны даже акты о внедрении антимонопольного комплаенса (К примеру, Администрация Кыштымского городского округа, Администрация Озерского городского округа). Разделы «антимонопольный комплаенс» на официальных сайтах указанных органов местного самоуправления содержат только нормативные акты (Закон о защите конкуренции).  

При анализе практик внедрения антимонопольного комплаенса на территории Челябинской области антимонопольным органом выявлен схожий характер локальных муниципальных актов, регламентирующих создание и внедрение антимонопольного комплаенса в органах исполнительной власти региона и органах местного самоуправления, разработанных с учетом методических рекомендаций по созданию и организации федеральными органами исполнительной власти системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства, утвержденных Распоряжением Правительства РФ от 18.10.2018 № 2258-р.

Так, в большинстве случаев карты комплаенс-рисков нарушения антимонопольного законодательства органов исполнительной власти региона и органов местного самоуправления содержат от 1 до 5 показателей.

Зачастую отмечается общий характер показателей без их конкретной детализации.

К примеру, в качестве риска указывается показатель с общей формулировкой «нарушение антимонопольного законодательства».

Тогда как, Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относит различные направления деятельности органов власти, при реализации которых может быть совершено нарушение антимонопольного законодательства (лесной контроль, организация ритуальных услуг, установка и эксплуатация рекламных конструкций, распоряжение имуществом, дорожная деятельность, организация образовательных услуг, размещение НТО, организация перевозок и др).

Таким образом, Челябинское УФАС России рекомендует разработать органам исполнительной власти региона и органам местного самоуправления карты-рисков с учетом всех сфер, а также специфики деятельности органа власти, с определением минимальных типовых показателей.

Вместе с тем, Управлением были отмечены лучшие практики внедрения антимонопольного комплаенса на территории Челябинской области, которые направлены в ФАС России.

Так, к их числу, по мнению антимонопольного органа, относятся Министерство строительства и инфраструктуры Челябинской области, Министерство культуры Челябинской области, Министерство тарифного регулирования и энергетики Челябинской области, которыми карты-рисков, дорожные карты разработаны с учетом сферы деятельности.

Из органов местного самоуправления можно выделить практику Администрации Еманжелинского муниципального района, органов местоного самоуправления г. Трехгорного.

Следует отменить, что заблаговременное внедрение антимонопольного комплаенса будет способствовать предотвращению, сокращению выявленных нарушений антимонопольного законодательства.

В целях содействия внедрения антимонопольного комплаенса, ФАС России и ее территориальные органы на постоянной основе осуществляет методическую и консультационную поддержку органов власти всех уровней по организации антимонопольного комплаенса.

Так, ФАС России подготовлен для использования в работе обобщенный анализ вопросов и разъяснений по вопросам внедрения антимонопольного комплаенса органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, который размещен на сайте ФАС России.

Челябинское УФАС России в начале 2019 года создало на своем сайте новый специальный раздел в целях реализации задач Национального плана развития конкуренции, внедрения антимонопольного комплаенса и предупреждения возможных нарушений антимонопольного законодательства – «Интерактивная площадка для органов власти».

На данной площадке интегрированы различные превентивные мероприятия, в том числе с применением интерактивных форм взаимодействия.

Проект состоит из нескольких блоков:

- онлайн-общение: мессенджер-чат в Viber (оперативные ответы Челябинского УФАС России на вопросы сотрудников органов власти и органов местного самоуправления, ответственных за реализацию антимонопольного комплаенса) и skype-конференции (еженедельные видеомосты с представителями муниципальных образований региона);

- карта рисков нарушений антимонопольного законодательства (специально разработанный управлением «чек-лист» для анализа и изучения возможных рисков в деятельности органов власти и органов местного самоуправления);

- разъяснительные материалы «как делать нельзя?» (подборка показательных и типичных примеров нарушений антимонопольного законодательства в различных сферах, включая информацию о судебной практике, на территории Челябинской области и в других регионах).

Подготовлен обзор нарушений антимонопольного законодательства со стороны органов власти за 2019 год, который размещен на сайте Челябинского УФАС России.

Кроме того, Управлением была запрошена информация у органов власти о проблемах, с которыми органы власти столкнулись при внедрениии  антимонопольного комплаенса), а также предложения по совершенствованию данной системы.

Большинством органов власти отмечена необходимость постоянного систематического методического обеспечения деятельности в области антимонопольного комплаенса со стороны антимонопольного органа.

Принимая во внимание проблемные вопросы, которые возникают у органов власти при внедрении антимонопольного комплаенса Челябинским УФАС России в адрес ФАС России направлена информация о необходимости подготовки со стороны ФАС России обучающих слайдов, вебинаров, видеоуроков и направление их в территориальные органы в целях транслирования их органам власти.

При поступлении указанной информации Челябинское УФАС направит ее в адрес органов власти.