• twitter
  • facebook
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram

Протокол от 06.10.2016

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРОТОКОЛ

ЗАСЕДАНИЯ ЭКСПЕРТНОГО СОВЕТА В ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОМ КОМПЛЕКСЕ ПРИ ЧЕЛЯБИНСКОМ УФАС РОССИИ

по рассмотрению вопросов применения Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения (утв. Постановление Правительства от 30.12.2013 № 1314)

           

              06 октября 2016 года

            Председательствовал:  

            Заместитель руководителя Челябинского УФАС России Н.В. Сапрыкина

            в составе:

 

Заместитель начальника управления Министерства строительства и инфраструктуры Челябинской области

П.Л. Самсонов

Начальник отдела антимонопольного контроля

Челябинского УФАС России

 С.А. Копылов

 

Главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля

П.А. Никитин

Заместитель генерального директора ООО «НОВАТЭК-Челябинск»

О.И. Атапина

Начальник юридического управления АО «Газпром газораспределение Челябинск»

О.В. Кох

Начальник юридического управления АО «Челябинскгоргаз»

Ю.А. Майер

ООО «Консалтинговая компания «Константа»

Н.С. Порфирьева

 

            1. Копылов С.А., выступил с докладом о результатах заседаний Совета в ТЭК при Челябинском УФАС России.

6.11.2015 состоялось первое заседание Экспертного совета в топливно-энергетическом комплексе при Челябинском УФАС России. По итогам заседания члены совета сформулировали резолюцию, согласно которой Челябинское УФАС России в рамках своих полномочий направило в ЦА ФАС России и другие органы предложения о внесении в действующее законодательство изменений, позволяющих оптимизировать процедуру подключения к сетям инженерно – коммунальной инфраструктуры.

15.06.2016 состоялось второе заседание совета в ТЭК при Челябинском УФАС России на котором рассматривались вопросы по порядку оформления правоустанавливающих документов на линейные объекты, загруженности ГРС, внесению изменение в действующее законодательство. Предложения участников были проанализированы и направлены в соответствующие органы, как для дачи разъяснений по поставленным вопросам, так и для рассмотрения вопроса о необходимости внесения в действующее законодательство изменений.

Одним из таких предложений является необходимость синхронизации правил подключения к сетям инженерной инфраструктуры.

Минэнерго России подготовлен проект изменений (далее - Проект) в Правила подключения  (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения (утв. постановлением Правительства РФ от 30.12.2013 № 1314) (далее – Правила подключения).

Минэкономразвития России, оценив регулирующее воздействие проекта постановления Правительства № 1314 на процедуру технологического присоединения, подготовило отрицательное заключение (в проекте акта выявлены положения, вводящие избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующие их введению, а также положения, приводящие к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации).

Проект сохраняет текущие проблемы при подключении к ГРС и риски дальнейшего запутывания потребителя усложняющимися правилами подключения к разным системам, которые с введением проектируемых норм будут все сильнее отличаться друг от друга. Так, Правила подключения к системам теплоснабжения, Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям, Правила холодного водоснабжения и водоотведения содержат иные подходы и требования к технологическому присоединению (далее – ТП).

Минэкономразвития России считает целесообразным рассмотреть более эффективный способ решения проблемы - унификацию требований к подключению ко всем системам коммунальной инфраструктуры, включая ГРС, тепловые сети, электрические сети, сети водоснабжения и водоотведения.

С технологической и экономической точек зрения процедура подключения принципиально не отличается для всех систем инфраструктуры, а проблемы ресурсоснабжающих организаций и потребителей при подключении к разным системам очень близки.

С точки зрения потребителя большое значение имеет обеспечение
в комфортный срок доступа ко всем системам коммунальной инфраструктуры, а не подключение к какой-либо одной из них. Потребителю важно иметь единый перечень требований, в том числе по срокам рассмотрения заявок; составу документов к заявке и требований к ним, условиям внесения платы за подключение, составу обязательных требований в договорах на подключение и срокам их исполнения.

Также важно обеспечить застройщику возможность обращения в «одно окно», когда застройщик направляет единый пакет документов для всех ресурсоснабжающих организаций и в единые сроки получает от них технические условия (далее – ТУ) и договор о подключении.

С учетом вышеизложенного, Минэкономразвития России предлагается в рамках унификации процедуры подключения предусмотреть единый перечень подаваемых заявителем документов, единые сроки подключения, единую упрощенную процедуру получения разрешения на строительство и процедуру регистрации линейных объектов.

Таким образом, предложения предпринимательского сообщества и государственных органов по унификации и упрощению процедуры технологического присоединения были отмечены законодателем. Такой подход законодателя позволит значительно упростить процедуру планирования и реализации подключения объектов к сетям инженерно - коммунальной инфраструктуры.

 

2. Порфирьева Н.С. (ООО «Консалтинговая компания «Константа»)  выступила с докладом на тему «Повышение открытости и доступности информации о наличии схем газоснабжения, программ газификации, о наличии технической возможности подключения, о загруженности существующих сетей, ГРС».

В Челябинской области сложно найти в открытом доступе информацию о существующей программе газификации, о наличии либо об отсутствии свободной мощности сетей газораспределения в тех или иных районах и т.д.

Мы предлагаем применить успешный опыт Московской области, Тюменской области и др. регионов, где соответствующая информация раскрывается не только на официальных сайтах органов исполнительной власти региона, но и на сайтах газораспределительных, газоснабжающих организаций.

Так, на официальном сайте ГУП «Мособлгаз» создан портал технологического

присоединения. Помимо информации о процедуре подключения на нем размещена информация о районах, доступных для подключения. На карте, в том числе, отмечены ГРС, указаны «свободные» и «загруженные» ГРС. На сайте размещена карта газификации Московской области и в полном объеме размешена программа газификации, в которой указаны объекты, строительство которых запланировано, а также объекты, в отношении которых запланированы мероприятия по реконструкции, с указанием сроков завершения соответствующих мероприятий.

В настоящее время широко обсуждается опыт успешной газификации Тюменской области. В данном регионе также в сводном доступе имеется необходимая информация. Так, на сайте Правительства Тюменской области размещены схемы газоснабжения всех районов, размещена программа газификации. Информация о программах газификации также размещена на сайте поставщика газа.

Считаем, что данный опыт по раскрытию полезной и необходимой информации можно заимствовать и распространить в Челябинской области.

Для реализации данного предложения можно применить следующий алгоритм:

  1. определение площадки (сайта) по размещению информации;
  2. определения информации, имеющейся в доступе (о загруженных ГРС о проблемных районах, где отсутствуют сети, о районах, где необходимо выполнить мероприятия по ликвидации дефицита пропускной способности, о существующих программах газификации, о существующих схемах газоснабжения и т.д.);
  3. публикация соответствующей информации на определенном сайте (сайтах);
  4. направление при необходимости обращений в уполномоченные органы и организации для получения необходимой информации;
  5. актуализация информации на определенном сайте (сайтах), в том числе размещение существующих схем газоснабжения, с указанием свободных мощностей, объектов, строительство которых запланировано в рамках программы газификации, объектов в отношении которых, запланировано проведение мероприятий по ликвидации дефицита пропускной способности, сроков выполнения таких мероприятий и т.д.

Все это позволит потенциальным инвесторам выбрать оптимальное место для размещения будущего производства и будет способствовать повышению инвестиционной привлекательности Челябинской области.

 

3. Копылов С.А., Никитин П.А. ответили на вопросы, поступившие от участников Совета.

3.1. Вправе ли газораспределительная организация вводить ограничения или прекращение подачи газа для потребителей, имеющих задолженность за услуги по транспортировке газа в случае неоднократного нарушения сроков оплаты за услуги по транспортировке газа?

 

В соответствии с пунктом 34 Правил поставки газа поставщик имеет право уменьшить или полностью прекратить поставку газа покупателям (но не ниже брони газопотребления) в случае неоднократного нарушения сроков оплаты за поставленный газ и (или) за его транспортировку, за исключением потребителей, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.

Согласно разъяснениям ФАС России от 26.08.2016 газораспределительная организация вправе приостановить или полностью прекратить транспортировку газа покупателям в случае неоднократного нарушения сроков оплаты за его транспортировку, за исключением потребителей, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, при условии, что права иных лиц, в том числе потребителей, оплачивающих газ без нарушения сроков, не будут нарушены.

С целью уточнения правовой позиции Челябинское УФАС России направило в адрес ЦА ФАС России запрос о разъяснении пункта 34 Правил поставки газа.

 

3.2. Каким образом должен применяться пункт 34 Правил подключения в ситуации наличия на соответствующей территории нескольких газораспределительных организаций, одной из которых данная сеть может принадлежать на законных основаниях?

Вправе ли газораспределительная организация не учитывать представленное письменное согласие на подключении при отсутствии информации о том, что лицо, выдавшее такое согласие является законным правообладателем соответствующей сети?

 

По мнению Челябинского УФАС России, исходя из смысла положений пунктов 6, 29 Правил подключения к газораспределительным сетям, пункта 26 (22) Основных положений запрос о предоставлении технических условий подается в организацию, газораспределительная сеть которой находится на наименьшем расстоянии от газоиспользующего оборудования заявителя, измеряемом по прямой линии.

О ближайшей газораспределительной организации заявитель может узнать в органах местного самоуправления.

В соответствии с пунктом 34 Правил подключения к газораспределительным сетям в случае если подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства возможно только к существующим сетям газопотребления, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании лицу, которое не оказывает услуг по транспортировке газа (далее - основной абонент), технические условия такого подключения (технологического присоединения) выдаются газораспределительной организацией, к сети газораспределения которой присоединена сеть газопотребления, принадлежащая основному абоненту. В случае если заявителем является лицо, являющееся правообладателем земельного участка, намеренное осуществить строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства с последующим его подключением (технологическим присоединением) к существующей сети газопотребления основного абонента, запрос о предоставлении технических условий должен содержать согласие основного абонента на подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства заявителя к своей сети газопотребления.

В силу названного пункта технические условия выдаются газораспределительной организацией, которой принадлежит сеть, к которой присоединена сеть основного абонента.

Правилами установлено требование о представлении согласия именно лицом, которому сеть газораспределения принадлежит на праве собственности или ином законном праве.

Однако, Правила присоединения в редакции действующей на момент проведения Совета не содержат право газораспределительной организации отказывать в выдаче технических условий, договора на технологическое присоединение, если заявителем указанное согласие не будет представлено или представлено ненадлежащем виде.

Проектом постановления Правительства РФ о внесении изменений в правила подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения предполагается внесение следующих изменений.

Так, согласно пункту 34 Правил присоединения, в случае если подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства возможно только к существующим сетям газораспределения и (или) газопотребления, принадлежащим основному абоненту, технические условия такого подключения (технологического присоединения) выдаются газораспределительной организацией, к сети газораспределения и (или) газопотребления которой присоединена сеть газораспределения и (или) газопотребления, принадлежащая основному абоненту. При этом заявителем может быть как лицо, являющееся правообладателем земельного участка, намеренное осуществить строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства с последующим его подключением (технологическим присоединением) к существующей сети газораспределения и (или) газопотребления основного абонента или подключение (технологическое присоединение) построенного на его земельном участке объекта капитального строительства к существующей сети газораспределения и (или) газопотребления основного абонента, так и основной абонент. В случае если заявителем является лицо, являющееся правообладателем земельного участка, намеренное осуществить строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства с последующим его подключением (технологическим присоединением) к существующей сети газораспределения и (или) газопотребления основного абонента, запрос о предоставлении технических условий должен содержать согласие основного абонента на подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства заявителя к своей сети газораспределения и (или) газопотребления.

Правилами присоединения под основным абонентом понимается потребитель газа, владеющий на праве собственности или на ином законном основании сетями газораспределения и (или) газопотребления, непосредственно присоединенными к сети газораспределения исполнителя, и не оказывающий услуг по транспортировке газа;

Подпунктом «е» пункта 8, подпунктом «ж» пункта 69 Правил присоединения к запросу о предоставлении технических условий о подключении (технологическом присоединении), предусмотрена обязанность для заявителя представлять в составе заявки (запроса) согласие основного абонента на подключение (технологическое присоединение) к сетям газораспределения и (или) газопотребления основного абонента, а также строительство газопровода на земельном участке основного абонента, если подключение осуществляется на земельном участке, правообладателем которого является основной абонент, в случаях, предусмотренных пунктом 34 настоящих Правил.

Однако, новый проект Правил присоединения также не содержит право газораспределительной организации отказывать в выдаче технических условий, договора на технологическое присоединение, если заявитель не представит в составе заявки документы, подтверждающие право собственности или иное законное основание владения сетями газораспределения и (или) газопотребления основного абонента.

Таким образом, по мнению Челябинского УФАС России, при представлении согласия на подключение, заявителю рекомендуется представлять в составе заявки документы, подтверждающие наличие у лица, давшего согласие, права собственности или иного законного права на сеть газораспределения или газопотребления.

Газораспределительная организация не вправе отказать заявителю в выдаче технических условий и (или) заключении договора в случае предоставления последним всех документов и информации, предусмотренной Правилами присоединения.

С целью уточнения правовой позиции Челябинское УФАС России направило в адрес ЦА ФАС России запрос о разъяснении пункта 34 Правил присоединения.

 

3.3. Допускает ли действующее законодательство технологическое подключение квартир.

 

В настоящее единственным нормативным правовым документом, регулирующим процедуру технологического присоединения, является Постановление Правительства РФ от 30.12.2013 № 1314 «Об утверждении Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, а также об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее - Постановление).

В соответствии с Постановлением, под подключением (технологическим присоединением) объекта капитального строительства к сети газораспределения понимается - совокупность организационных и технических действий, включая врезку и пуск газа, дающих возможность подключаемому объекту капитального строительства использовать газ, поступающий из сети газораспределения.

Под заявителем понимается юридическое или физическое лицо, являющееся правообладателем земельного участка, намеренное осуществить или осуществляющее на нем строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства с последующим его подключением (технологическим присоединением) к сети газораспределения или подключение (технологическое присоединение) построенного на своем земельном участке объекта капитального строительства к сети газораспределения.

Исполнителем является газораспределительная организация, владеющая на праве собственности или на ином законном основании сетью газораспределения, к которой планируется подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства.

Под фактическим присоединением понимается комплекс технических мероприятий, обеспечивающих физическое соединение (контакт) объектов исполнителя и объектов заявителя с осуществлением пуска газа на объекты заявителя.

Таким образом, под технологическим присоединением объекта капитального строительства (согласно ГрК РФ: здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек) понимается совокупность организационных и технических действий, включая врезку и пуск газа, дающих возможность подключаемому объекту капитального строительства использовать газ, поступающий из сети газораспределения.

По мнению Челябинского УФАС России, подключение квартир Постановлением не предусмотрено, следовательно, заключение договоров технологического присоединения внутриквартирного оборудования к сетям ГРО – является нарушением действующего законодательства.

 

            Решили:

            1. Принять к сведению информацию ООО «КК «Константа»;

            2. Изучить практику по обозначенным вопросам в других регионах России, в т.ч. в Московской области;

            3. Направить в ЦА ФАС России вопросы, поступившие от АО «Газпром газораспределение Челябинск», АО «Челябинскгоргаз» для дачи разъяснений действующего законодательства;

            4. Организовать проведение круглых столов с представителями отрасли и органов власти по проблемам формирования схем газоснабжения;

            5. Членам совета направить в Челябинское УФАС России предложения по внесению изменений в региональное законодательство в целях снижения временных и финансовых затрат на подключение к газораспределительным сетям;

            6. Челябинскому УФАС России направить в Министерство экономического развития Челябинской области предложения по внесению изменений в региональное законодательство в целях снижения временных и финансовых затрат на подключение к газораспределительным сетям для их включения в Дорожную карту по развитию конкуренции.

Дата проведения Совета: 
23 января 2017, 11:36