• twitter
  • facebook
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram

Протокол от 22.11.2017

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРОТОКОЛ

ЗАСЕДАНИЯ ЭКСПЕРТНОГО СОВЕТА В ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОМ КОМПЛЕКСЕ ПРИ ЧЕЛЯБИНСКОМ УФАС РОССИИ

по рассмотрению вопросов применения Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения (утв. Постановлением Правительства от 30.12.2013 № 1314)

           

             22 ноября 2017 года

            Председательствовал:  

            Заместитель руководителя Е.Г. Рысева

            в составе:

Начальник Управления ценообразования в энергетическом комплексе Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области

А.В. Симоненко

Начальник отдела антимонопольного контроля Челябинского УФАС России

С.А. Копылов

Начальник юридического управления АО «Газпром газораспределение Челябинск»

О.В. Кох

Начальник юридического управления АО «Челябинскгоргаз»

Ю.А. Майер

Директор ООО «Классик»

А.В. Крылов

Главный инженер ООО «Классик»

С.Ю. Шабалин

ООО «Магнитогорскгазстрой»

Е.Н. Кузнецова

Начальник газовой службы МУП «Теплоэнерго»

В.В. Бисярин

Начальник абонентского отдела  МУП «Теплоэнерго»

Д.М. Решетов

Директор ООО «Тополь М»

А.С. Шабалин

 

  1. Открытие заседания круглого стола.

 

Обсуждение предложений по изменению, дополнению действующего правового регулирования.

 

2. Предложения по внесению изменений в КоАП РФ

 

2.1. В действующей редакции статьи 9.21 КоАП РФ субъектом ответственности (в сфере подключения к газораспределительным сетям) может являться только субъект естественной монополии.

Необходимо внести изменения в статью 9.21 КоАП РФ, которые позволят также привлекать к ответственности иных лиц, которые не являясь ГРО, но являясь владельцами газораспределительных сетей, заключают договоры с заказчиками и осуществляют подключение (технологическое присоединение) без законных на то оснований, в том числе нарушая положения о государственном регулировании деятельности по подключению (технологическому присоединению).

 

3. Предложения по внесению изменений в Правила № 1314

 

3.1. В соответствии с пунктом 73 действующей редакции Правил № 1314 в случае, если заявитель представил не в полном объеме сведения и документы, указанные в пунктах 65 - 69 и 71 Правил, исполнитель в течение 5 дней со дня поступления заявки о подключении (технологическом присоединении) возвращает ему заявку о подключении (технологическом присоединении) с приложенными к ней документами без рассмотрения.

С 07.10.2017 вступили в силу дополнения, внесенные постановлением Правительства РФ от 02.08.2017 № 924, в соответствии с пунктом 73(1) которых Исполнитель в течение 3 рабочих дней со дня поступления заявки о подключении (технологическом присоединении) рассматривает указанную заявку, а также приложенные к ней документы и сведения, указанные в пунктах 65 - 69 и 71 Правил. В случае несоблюдения заявителем требований, предъявляемых к содержанию заявки о подключении (технологическом присоединении) и составу прилагаемых документов и сведений, указанных в пунктах 65-71 настоящих Правил, исполнитель течение 3 рабочих дней со дня получения указанной заявки направляет заявителю уведомление о необходимости в течение 20 рабочих дней со дня его получения представить недостающие документы и (или) сведения и приостанавливает рассмотрение указанной заявки до получения недостающих документов и сведений.

С учетом внесенных дополнений, учитывая, что редакция пункта 73 Правил № 1314 не претерпела изменений, возникает правовая неопределенность в действиях Исполнителя, поскольку Правила предписывают и вернуть заявку без рассмотрения и приложенными к ней документами и приостановить ее рассмотрение до предоставления документов одновременно по одним и тем же основаниям.

Для обеспечения определенности в действиях Исполнителя при поступлении заявки на подключение необходимо откорректировать законодательство, указав один вариант дозволенного поведения Исполнителя.

 

3.2. В пункт 97 (подпункт «г») внесены изменения, в соответствии с которыми процедура проверки исполнителем выполнения технических условий заменена на мониторинг исполнителем выполнения технических условий.

Раздел, посвященный мониторингу выполнения технических условий, предусмотрен Типовой формой договора о подключении объектов капитального строительства.

Вместе с тем понятие «мониторинг» в Правилах № 1314 не раскрыто. Также отсутствует перечень мероприятий, подлежащих выполнению исполнителем при проведении мониторинга в Типовой форме договора.

Для устранения неясности при выполнении Исполнителем обязанности по мониторингу выполнения технических условий необходимо раскрыть в Правилах № 1314 термин «мониторинг», закрепляющий перечень мероприятии, подлежащих выполнению в ходе проведения мониторинга.

 

3.3. В соответствии с подпунктом «ж» пункта 3 Правил № 1314 мероприятия по подключению (технологическому присоединению) завершаются составлением следующих актов:

  • акта о подключении (технологическом присоединении);
  • акта разграничения имущественной принадлежности;
  • акта разграничения эксплуатационной ответственности сторон.

При этом акты должны быть составлены в соответствии с формами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 15.06.2017 № 713 «Об утверждении типовых форм документов, необходимых для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сети газораспределения, и о внесении изменений в Правила подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения» (далее - постановление № 713).

Постановлением № 713 утверждены формы трех актов, подлежащих составлению.

Вместе с тем, пунктом 103 Правил № 1314, в редакции вступившей в силу в 07.10.2017, предписано составление акта о подключении (технологическом присоединении), содержащего информацию о разграничении имущественной принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон, т.е. единого акта.

В настоящее время форма указанного акта не утверждена.

Для устранения несоответствия пункта 3 пункту 103 Правил № 1314 необходимо внесение редакционных корректировок. Кроме того, необходимо отменить ранее утвержденные формы актов, разработать и утвердить форму акта, соответствующую пункту 103 Правил № 1314.

В соответствии с подпунктом «г» пункта 3 Правил 1314 заключение договора о подключении (технологическом присоединении) объектов капитального строительства к сети газораспределения осуществляется в соответствии с типовой формой, утвержденной постановлением № 713.

Утвержденная типовая форма договора не учитывает особенности подключения
(технологического присоединения) объектов капитального строительства при
поступлении коллективной заявки на подключение (пункт 113 Правил № 1314), объектов капитального строительства, расположенных в пределах территории некоммерческого объединения и принадлежащих его членам (пункт 114 Правил № 1314), объектов капитального строительства, расположенных в пределах территории, подлежащей комплексному освоению (пункт 119 Правил № 1314), а также особенностей подключения по пункту 112 Правил № 1314.

В такой ситуации необходимо утверждение отдельных типовых форм договоров, учитывающих особенности подключения, предусмотренных пунктами 112, 113, 114, 119 Правил № 1314.

 

3.4. Также участниками Экспертного совета в ТЭК предложено:

- определить ответственность Заявителя перед Исполнителем в случае невыполнения своих обязательств по договору о подключении (технологическом присоединении), особенно в части не создания сети газопотребления в границах земельного участка Заявителя.

- договор на подключение (технологическое присоединение) заключать только при наличии объекта капитального строительства на земельном участке Заявителя, поскольку обязанностью Исполнителя является пуск газа в газоиспользующее оборудование.

- обязанность на получение разрешения о строительстве сети газораспределения по землям третьих лиц возложить на Заявителя.

 

3.5. В отношении объектов заявителей, величина присоединяемой максимальной мощности которых превышает 500 куб. метров газа в час и (или) проектным рабочим давлением в присоединяемом газопроводе свыше 0,6 Мпа, а также в случаях, если мероприятия по технологическому присоединению предусматривают: проведение лесоустроительных работ; проведение врезки в газопроводы диаметром не менее 250 мм под давлением не менее 0,3 МПа; переходы через водные преграды; прокладку газопровода методом горизонтально направленного бурения; прокладку газопровода по болотам 3-го типа, и (или) в скальных породах, и (или) на землях особо охраняемых природных территорий, плата за технологическое присоединение к сетям газораспределения устанавливается по индивидуальному проекту.

Точка подключения - место соединения сети газораспределения исполнителя с сетью газопотребления объекта капитального строительства.

В соответствии с п. 26 (23) Основных положений регулятор устанавливает плату за подключение газоиспользующего оборудования заявителя, следовательно, точка подключения находится не на существующем газопроводе организации, а на границе земельного участка заявителя. По мнению Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области, диаметр газопровода и давление должны определяться на границе земельного участка заявителя, т.е. в точке подключения, а не в точке врезки в существующий газопровод ГРО.

В этой связи необходимо внесение изменений в действующее законодательство в части конкретизации понятия «точка подключения».

 

3.6. При распределении обязанностей между сторонами по исполнению технических условий включить в обязательства ГРО осуществлять строительство сетей газораспределения до объекта капитального строительства, а не до границы земельного участка, что позволит за счет консолидации газораспределительных сетей обеспечить надежное и качественное газоснабжение потребителей специализированной организацией при стабильном тарифе для потребителей (в результате исключается возможность вхождения на рынок газоснабжения «организаций-однодневок», снижаются операционные издержки ГРО; а также легитимное оформление землеотводов для специализированных ГРО под линейные объекты позволит обеспечить стабильное пополнение регионального и местных бюджетов за счет поступлений по земельному налогу и налогу на имущество).

Кроме того, включить в обязательства ГРО урегулировать отношения с третьими лицами, в том числе с владельцами газораспределительных сетей, осуществляющих транспортировку газа, но не имеющих регулируемого тарифа.

 

3.7. Сократить количество процедур, выполняемых заявителем и газораспределительной организацией, исключив их дублирование. Отсутствует необходимость дважды заявителю обращаться в ГРО (первый раз за техническими условиями, второй - за их корректировкой и непосредственно за подключением), дважды ГРО выдавать технические условия (предварительные и откорректированные/легитимные).

 

4. Предложения по внесению изменений в законодательство о тарифах

 

4.1 В соответствии со вторым абзацем пункта 26(23) Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ 29.12.2000 № 1021 (далее - Основные положения), плата за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям также устанавливается исходя из стоимости мероприятий по технологическому присоединению, определенной по индивидуальному проекту после его разработки и экспертизы, в случаях, если мероприятия по технологическому присоединению предусматривают:

- прокладку газопровода по проведение лесоустроительных работ;

- проведение врезки в газопроводы наружным диаметром не менее 250 мм под давлением не ниже 0,3 МПа;

- переходы через водные преграды;

- прокладку газопровода методом горизонтально направленного бурения.

Аналогичная норма предусмотрена пунктом 6 Методических указаний по расчету размера платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к сетям газораспределения и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, утвержденных приказом ФСТ России от 28.04.2014 № 101-э/3.

В соответствии с пунктом 3 статьи 49 Градостроительного кодекса РФ экспертиза проектной документации не проводится в случае, если для строительства или реконструкции объекта капитального строительства не требуется получение разрешения на строительство

Учитывая то, что в большинстве субъектов Российской Федерации, в том числе Челябинской области приняты законы, позволяющие осуществлять строительство газопроводов давлением до 1,2 Мпа без получения разрешения на строительство и соответственно в отсутствие необходимости в проведении экспертизы проектной документации, необходимо внести дополнения в пункт 26 (23) Основных положений, пункт 6 Методических указаний, закрепляющие необходимость проведения экспертизы только в случаях, предусмотренных градостроительным законодательством.

 

4.2 Исключить налог на прибыль из состава расходов регулируемой платы за подключение (газ-, вода- и теплоснабжение), аналогично сложившейся практике по технологическому присоединению к электрическим сетям, так как налог на прибыль возникает у организации в целом по основному виду деятельности, что приведет к снижению стоимости подключения к сетям.

Постановления Правительства РФ от 22.10.2012 № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения», от 29.12.2000 № 1021 «О государственном регулировании цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации», от 13.05.2013 № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения» дополнить пунктом следующего содержания: «При установлении платы за технологическое присоединение к электрическим сетям не учитывается налог на прибыль организаций».

Внести соответствующие изменения Методические указания по расчету платы за подключение:

-              пункты 118, 119, 121 приказа ФСТ России от 27.12. 2013г. № 1746-э «Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения»;

-              пункт 8, а также приложения 1-8 приказа ФСТ России от 28.04.2014г. № 101-э/З «Об утверждении методических указаний по расчету размера платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к сетям газораспределения и (или) стандартизированных ставок, определяющих ее величину»;

-              пункты 170, 171, 172, приложения 7.1 - 7.9 приказа ФСТ России от 13.06.2013г. № 760-э «Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения».

 

4.3             С целью снижения стоимости подключения для потребителей из платы за технологическое присоединение к сетям газораспределения исключить расходы, связанные с реконструкцией существующих сетей. Вышеуказанные расходы включать в основной тариф на транспортировку газа. При этом, предоставить заявителю право выбора: оплатить расходы по реконструкции через регулируемую плату за подключение либо не оплачивать их и перенести срок подключения до того момента, когда ГРО выполнит инвестиционную программу и создаст техническую возможность подключения.

4.4             Ввести на федеральном уровне дополнительную отчетность для ГРО, содержащую данные раздельного учета по формам-аналогам таблиц 1.3 и 1.6 Приказа Министерства энергетики РФ от 13.12.2011г. № 585.

 

     Решили:

     1. Принять к сведению информацию от участников Экспертного совета;

     2. Направить в ЦА ФАС России предложения об изменении действующего законодательства в области подключения к газораспределительным сетям.

 

 

Председательствующий:

Заместитель руководителя

Челябинского УФАС России                                                                                 

Е.Г. Рысева

Дата проведения Совета: 
11 января 2018, 17:03